До 60-х годов прошлого века у станции Вешняки располагался большой дачный посёлок. Каким он был и кто там жил, «Восточный округ» попросил рассказать краеведов.В «здоровой местности»
— История посёлка началась на рубеже XIX и XX веков, когда часть своих владений отдал под дачи граф Сергей Дмитриевич Шереметев, — рассказывает краевед Евгений Горский. — Территорию распланировали по определённым правилам: через каждые десять участков прокладывали переулки шириной не уже 6 саженей (около 13 м) или улицы не уже 21 метра. При этом рубить старинные деревья на участках запрещалось, чтобы дачи не теряли «лесной вид». Вскоре московские газеты запестрели объявлениями типа: «у станции Вешняки продаются четыре дачи, из них две тёплые с мезонином, в 9 комнат и необходимыми службами, две холодные в 4 и 5 комнат, террасы и балконы у каждой, постройки новые. Местность здоровая и дачи всегда заняты».
В 1908 году был зарегистрирован устав Общества дачевладельцев села Вешняки. Вскоре благодаря его усилиям в посёлке замостили булыжником две улицы, установили керосиновые фонари, и появилась охрана. Подобных обществ (их ещё называли общества благоустройства) под Москвой было немало — в 1910-11 годах состоялись несколько съездов их представителей, где даже поднимался вопрос об установке в Московской губернии дачного сбора — по рублю с человека либо по 3 рубля с семьи.
Дом с бельведером
Одной из достопримечательностей старых Вешняков была дача архитектора Семёнова, которая располагалась где-то в районе нынешней улицы Красный Казанец.
— Роскошный особняк с бельведером (маленькой башенкой) в стиле модерн построил выдающийся архитектор, пионер советского градостроения Владимир Николаевич Семёнов (1874-1960), — рассказывает историк и архитектор Станислав Величко. — Уроженец Кисловодска, после окончания Петербургского института Гражданских инженеров он отправился добровольцем в Африку на англо-бурскую войну, воевать за независимость бурских республик от английских колонизаторов. В 1907 году вернулся в Россию. А с 1913 года служил архитектором правления Московско-Казанской железной дороги. Участвовал в создании города-сада у станции «Прозоровская» (ныне «Кратово»). В 1930-1934 гг. Семёнов был главным архитектором Москвы. Дачу в Вешняках он строил для себя.
Как рассказывали его потомки, летом в башенке сушили фрукты.
После революции в бывшей даче Семёнова проживали несколько семей. Старожилы вспоминали сохранившуюся старинную утварь и остатки фонтана во дворе. Этот уникальный памятник был снесён весной 1969 года, когда началось строительство микрорайона Вешняки-Владычино.
Графский подарок
— С 1920-х годов моя бабушка в течение многих лет ездила в Вешняки в гости на дачу Казанских, — рассказывает краевед Даниил Силенко. — Дача располагалась примерно в районе нынешнего дома 10, стр. 1 по Снайперской улице. Её владельцем был протоиерей Николай Сергеевич Казанский, последний настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы, что на Псковской горке (ул. Варварка, 12). Рассказывали, что строевой лес для дома ему подарил сам граф Шереметев. Бабушка вспоминала большой дом, срубленный из массивных брёвен, сад и сосновый бор — дачи стояли среди вековых сосен. С Казанскими мы дружили семьями. Бабушка брала в Зарядье велосипед напрокат, ехала на нём до Казанского вокзала, а оттуда на поезде в Вешняки. Любимыми занятиями на даче были игра в большой теннис и прогулки в Косино на озёра. Дача простояла до начала строительства современного района, где-то до 1969 года. Но её не сломали, а продали на вывоз. При разборе строители отметили, что она как новая.