Трамвайные пути на улицах, образующих с Щёлковским шоссе единую магистраль, — Краснопрудной, Русаковской, Стромынке, Преображенской, Большой Черкизовской — к 2014-му были окончательно огорожены от въезда автомобилей. Местами с помощью металлического ограждения в сочетании с бордюром, местами с помощью пластиковых сигнальных столбиков.
Зачем всё это? Такой вопрос задавали нам читатели «ВО», и мы получили на него развёрнутый ответ.
1. Зачем они нужны?
Ограждения, понятное дело, нужны для того, чтобы автомобили на пути не заезжали и не создавали пробок. Но есть и ещё один резон: ограждение позволяет свести практически к нулю число ДТП на трамвайных путях (например, по причине разворота в неположенном месте, выезда на встречную и т.д.), из-за которых прежде срывались графики движения трамваев.
2. Стальные трубы или пластиковые столбики?
В 2012-2013 годах на большей части ограждённых участков были установлены металлические ограждения с бортовым камнем — в соответствии с проектом реконструкции Щёлковского шоссе. В некоторых местах ограждение тем проектом предусмотрено не было (из-за узости проезжей части).
Очень скоро стало очевидно, что ограждения совершенно необходимы для выполнения главной задачи — обеспечения безопасного и регулярного движения общественного транспорта. Поэтому сейчас принято решение дооборудовать неохваченные участки металлическим ограждением и бортовым камнем. А пока, временно, установили оранжевые пластиковые столбики.
3. Есть ли результат?
В ГУП «Мосгортранс» отмечают, что после установки ограждений количество задержек трамваев из-за заторов уменьшилось на 48%. Средняя скорость движения вагонов на маршрутах №4, 7, 13, 33, 36, 37, 45, 50, проходящих по этому участку, выросла на 20-80%.
Пассажиры, конечно, не могли этого не заметить, и многие охотно пересели на новый для них транспорт. Так, суточный пассажиропоток маршрута №13, проходящего по всему реконструированному участку, вырос с 11,8 тысячи пассажиров до 18 тысяч.
4. Что почём?
Столбики — мера хотя и временная, но, с обывательской точки зрения, вовсе не дешёвая. Что-то около 750 рублей за штуку. Это многие сотни тысяч рублей за каждый километр ограждения, даже без стоимости установки! А замена сбитых столбиков, а их мытьё!
Однако в ГУП «Мосгортранс» заверили, что с окупаемостью мероприятия как раз всё в порядке. Возьмём для примера тот же 13-й трамвай. 6,2 тысячи новых пассажиров приносят около 120 дополнительных тысяч рублей в сутки. Значит, в год получается около 40 миллионов лишних рублей, и это только с одного маршрута!
Так что для ГУП «Мосгортранс» установка столбиков окупила себя очень быстро и продолжает приносить немалый доход.
5. А как же Халтуринская?
По мнению скептиков, трамваи, свернув с Большой Черкизовской на Халтуринскую, где пути не огорожены, должны якобы потерять все преимущества, полученные от движения по огороженному участку.
Действительно, пока небольшой участок трамвайных путей на Халтуринской из-за её недостаточной ширины не отделён от проезжей части, из-за чего часто опаздывают трамваи маршрутов №4, 13, 36.
Но, во-первых, его длина всего 540 метров (дальше трамваи идут по участку, где движение автомобилей вообще запрещено). Во-вторых, на этом небольшом участке также планируется обособление трамвайных путей (в комплексе с реконструкцией дороги).
6. Скорая пройдёт?
Говорят, что для объезда пробки водители скорой иногда поступают так. Фельдшер выходит на пути и показывает водителю, куда повернуть руль, пока колёса не встанут точно на трамвайные рельсы. После этого скорая по рельсам преодолевает специальное препятствие против автомобилей (так называемые «ямы»). Зачем такие сложности?
Оказывается, и эта проблема имеет решение. Движение спецтранспорта по обособленному трамвайному полотну сейчас формально не запрещено, но «ямы» пришлось оборудовать в качестве заградительной меры из-за частых нарушений ПДД водителями легковушек.
Однако, как сообщили в ГУП «Мосгортранс», после установки камер фотовидеофиксации нарушений над трамвайными путями возможность проезда автомобилей специальных служб будет полностью восстановлена.
А что же водители обычных авто? Они, понятное дело, от столбиков не в восторге. Но и они всё чаще признают: когда пути огородили и машины оказались запертыми в двух своих рядах, ехать стало безопаснее, потому что любители частого лавирования теперь вынуждены сдерживать свои порывы.