На счету актёра Александра Клюквина множество ролей в театре и кино, в их числе «Петербургские тайны», «Адмирал», «Институт благородных девиц», «Сердце звезды». Огромное количество дублированных и озвученных фильмов, мультфильмов, телепередач. Как и многие жители Москвы актёр неоднократно бывал в Сокольниках, но одна встреча запомнилась особенно.
— Один раз в Сокольниках на концерте, посвящённом 9 мая, я встретился со знаменитым диктором Юрием Левитаном, — рассказал Александр Клюквин.- По-моему он был ведущем этого концерта. Я был ещё очень молод, а он уже стар. Я тогда только обратил внимание, что он был небольшого роста, а вот его голос… Не даром о его голосе говорят, что это голос-легенда, голос-эпоха.
Могу спеть несколько нот как Шаляпин
— Александр Владимирович, в телесериале «Пётр Лещенко. Всё, что было…» бы играли Фёдора Шаляпина. А сами вы поёте?
— Пою. И как Шаляпин смогу спеть несколько нот или даже одну песню, но не буду этим заниматься, потому что это должен делать профессионал. Я не понимаю, почему сегодня вдруг все запели, даже стилисты. Лучше бы занялись своим делом.
— А как работалось с Константином Хабенским?
— Константин Хабенский — величайший актёр, пожалуй, одна из самый ярких звёзд нашего кино. Он замечательный партнёр, актёр-товарищ и человек-товарищ. С ним очень хорошо работать, многому можно научиться.
— Известно, что на съёмках случается всякое. Рисковать здоровьем не приходилось?
— Недавно в конце марта снимали эпизод в загородном пансионате. При 15 градусах мороза нужно было несколько раз выбежать из ресторана в рубашке и пиджаке. После этого я на две недели слег с бронхитом. Увы, но подобные вещи случаются. А все эти истории актёрские про то, что ты выбежал на мороз и тебе сразу налили водки — это всё фигня. Никто ничего не наливает. Можешь сам себе налить, если держишь удар, но я не люблю выпивать во время работы — это как-то унизительно.
— А после?
— Иногда можно. У нас замечательная была традиция с Романом Филипповым. Помните его фразу в «Бриллиантовой руке»: «Будете у нас на Колыме — милости просим!»? Наши роли в спектакле «Доходное место» заканчивались за 45 минут до поклонов. И у нас возникла традиция: на один спектакль я приношу бутылочку, а он — закуску, а на другой спектакль наоборот. После работы мы могли себе позволить маленькие радости.
— 44 года вы остаётесь верными «Малому театру». Никогда не хотелось уйти в другой театр?
— Все театры хороши, каждый по своему. Но каждый раз когда я бываю в другом театре я говорю себе: «Слава богу, что я работаю в Малом». Здесь мой дом, я работаю в театре 40 лет, плюс четыре года, пока учился в театральном училище имени Щепкина.
Любимый Альф
— Вы озвучивали и дублировали такие фильмы, как «Гудзонский ястреб», «ФорестГамп», «Такси», «Коломбо»… Что-то забавное во время работы происходило?
— Как-то мы писали какой-то сериал, то ли бразильский, то ли Коста-Рика. За один день нужно было записать серий пять. Уже на третьей серии начала болеть голова. Моя напарница читала-читала и вдруг вместо того, чтобы сказать: «Выпей отвар из трав», — выдала: «Выпей отраву, тварь!» Конечно, пришлось этот кусочек переписывать.
— Из тех персонажей, что вы озвучивали, есть ли самый любимый?
— Альф. Был такой американский комедийный сериал. Пожалуй это один из немногих сериалов, где нет плохих людей, несчастных любви… Там даже воры — чудаки. Это смешной, очень добрый и озорной сериал. Лучше не было, и, наверное, не будет. Несколько лет назад меня остановил молодой парень гаишник и не глядя на меня попросил предъявить документы. Я спрашиваю: «Я что-то нарушил?» И он вдруг спросил: «Так это вы Альфа озвучивали? Скажите что-нибудь голосом Альфа» Я говорю: «Документы отдай и отпускай меня». Он улыбнулся: «Езжайте. Бывает». Не скрою, было приятно.
Смоктуновскому не понравилось
— Читала что вам довелось немного поработать с Иннокентием Смоктуновским.
— Мы пересекались в начале 1990-х на озвучке, по-моему, мультфильма «Пчела Майя». Смоктуновский пришёл на озвучку с шарфом, тапочками, термосом. Переоделся встал к пульту. По всему было видно, что он собирался как следует поработать, как привык в советское время. И то, что он увидел ему явно не понравилось. У нас не было никакой репетиции, предварительного просмотра, что видели, то и писали. Чем больше запишем, тем больше денег получим.
— Правда ли, что автор книг о Гарри Потере Джоан Роулинг сама выбрала ваше исполнение, ваш голос?
— Мне известно, что она проводила кастинг, среди исполнителей её книг, и выбрала меня. Я сейчас немножко похвастаюсь. Я могу читать совершенно незнакомый текст, не останавливаясь и одновременно править орфографию, заменять неудачные слова. Это не составляет труда. Я записал уже более 146 книг, если считать книги по томам, и уже сам могу выбирать, что мне читать. Если все мои работы посчитать вместе, то получится более десяти тысяч.
Разница в годах не смущает
— У вас с супругой разница в возрасте тридцать лет. Вы, наверное, ровесник родителям Тамары. Как они отнеслись к вашему браку?
— Мне кажется, что они не понимают этого до сих пор. А Тамару и меня эта разница не смущает. У нас по этому поводу нет никаких заморочек. Вместе мы уже восемь лет. К сожалению, нам редко удаётся куда-то всем вместе выбираться. Меня дома практически не бывает, я вынужден зарабатывать, у нас квартира взята в ипотеку в Тушино.
— Где вы с Тамарой познакомились?
— В театре, она работала заместителем заведующего режиссёрским управлением. Сейчас занимается воспитанием нашей дочери, ей только три с половиной года. Тамара у меня замечательный организатор и я знаю, что в театре её очень ждут и постоянно спрашивают: «Где Томик?»
— С удовольствием водите машину?
— Да, но по Москве я редко езжу, потому что мне надо каждый день в два-три, а иногда четыре места. На своей машине я просто не успею этого сделать, ведь придётся искать парковку. Поэтому я езжу на такси.
— Знаю, что у вас есть дача. Что-нибудь там выращиваете?
— Есть летний домик. Даст бог, позже построю что-то более приличное. Там в основном хозяйничают жена с тёщей. Я могу только что-то принести, подать.
Академик слова
— Коллеги называют вас академиком слова. Эта любовь началась у вас, наверное, со школьной скамьи?
— Я ненавидел в школе русский язык и литературу, как впрочем, и ряд других предметов. Я был троечником. У меня средний балл был кажется 3,2. «Малый театр» изменил моё отношение к литературе, русскому языку. Сейчас я считаю, что лучшего драматурга чем Островский в мире нет, даже Шекспир на втором месте.
— Уже много лет говорят о том, что театр умирает. Что думаете об этом?
— Да никогда он не умрёт. Просто люди этими рассказами зарабатывают деньги. Театр не умрёт и кино не умрёт, и телевидение не умрёт, и интернет не умрёт и ничего не вытеснит. Потому что смотреть в плоский экран — это одно, а окунуться в атмосферу театра — это для тех, кто понимает. Театр может стать элитарным искусством, да так оно и есть. Сюда приходят люди, которые считают это искусством.