В последние годы значительно выросло число телефонных мошенничеств. Полицейские связывают его с развитием новых технологий.
— Сейчас появилась IP-телефония. То есть, звонки совершаются с помощью интернета, все сервера находятся в регионах или за границей, — рассказывает начальник 3-ей ОРЧ «М» ОУР УВД по ВАО подполковник полиции Оксана Изюмова. — Из-за этого очень сложно установить конечный сервер, то есть понять, откуда был звонок, а, значит, и найти злоумышленника.
Ежедневно мошенники придумывают всевозможные способы заставить людей добровольно отдать им деньги. Но есть несколько самых распространённых схем.
Внук в беде
Из-за своей доверчивости часто от рук мошенников страдают старики.
— Они доверяют людям, которые представляются должностными лицами. И добровольно переводят им деньги или передают наличными, — говорит Оксана.
Одна из любимых мошенниками схем — попавший в беду родственник. Так, у 92-летней бабушки с Уссурийской улицы зазвонил мобильник. Незнакомый мужчина, представившись сотрудником полиции, сообщил, что её внук совершил преступление, но уголовной ответственности можно избежать — за определённую сумму. Старушка немедленно передала незнакомцу 140 тысяч рублей. Перезвонив внуку, она выяснила, что с ним всё в порядке.
— Мошенники запрещают вешать трубку, не давая позвонить родственнику и проверить. Иногда фоном в трубке плачет «внук», причитая: «Бабушка, пожалуйста, сделай так, как они просят», — говорит Изюмова. — Никогда сотрудник правоохранительных органов не позвонит с предложением решить проблему за деньги. В этом случае надо немедленно вешать трубку и звонить в полицию.
Не сообщайте пароли
Мошенники обожают представляться сотрудниками Пенсионного фонда или Сбербанка — старики им доверяют. Якобы для проведения банковских операций или зачисления пособий, злоумышленники просят сказать им пароль, пин-код или номер счёта.
— Этого делать нельзя. Даже в смс-уведомлениях всегда написано, что пароль нельзя никому сообщать, включая сотрудников банка, — говорит Оксана. — Также нельзя сообщать PIN-коды и анкетные данные.
83-летней бабушке из Перова позвонил мужчина и предложил поучаствовать в благотворительной акции: нужно положить в почтовый ящик банковскую карту с PIN-кодом. Сотрудник организации проверит реквизиты, после чего бабушка сможет покупать продукты и лекарства с большой скидкой. Старушка послушалась, и вскоре с её счета пропало 15 тысяч рублей.
Есть ещё схема. Вам звонит «оператор», сообщает о проблемах со счётом и предлагает отправить смс на предложенный номер. В этом случае немедленно звоните в банк.
Вам приз
Звонит телефон, и незнакомец говорит, что вы выиграли приз от компании-оператора. Чтобы его забрать, необходимо купить карту оплаты. После этого вас переводят на автоматическую систему пополнения счёта. По тоновым сигналам мошенники выясняют код карты, и деньги с неё пропадают.
В помощь другу
Ещё один способ: с неизвестного номера приходит смс: «Кинь денег, друг! Это очень срочно! Потом всё объясню». «Потом» не наступает.
Недавно 75-летнему жителю Верхней Первомайской «друг» позвонил и попросил одолжить денег, сказав, что за ними придет знакомый. Дедушка отдал 30 тысяч рублей, перезвонил другу, и понял, что его обманули.
Как дела?
Еще одна популярная схема — смс с текстом «Как дела?» с незнакомого номера. Ответ на него может оказаться очень дорогим. Как и стремление помочь человеку, попросившему на улице телефон «позвонить» — скорее всего, это будут платные номера. Как и неотвеченные звонки с неизвестных номеров — перезванивать не стоит.