X

Анна Терехова: «Учиться у мамы — самое большое счастье»

Анна Терехова мечтает сыграть Раневскую и Аркадину. Фото: ВО

Заслуженная артистка России рассказала о роли матери, Маргариты Тереховой, в профессии и в жизни

С мамой на гастроли

 — Анна, а какими всегда были ваши отношения с матерью?

 — Очень хорошими. С детства помню её только доброй, радостной. Конечно, из-за своей занятости она не могла уделять мне столько времени, сколько ей хотелось бы, поэтому в основном моим воспитанием занималась бабушка Галина Станиславовна. В детстве мама с удовольствием брала нас с братом на гастроли, и это было большим счастьем. Мама всегда любила путешествия, вела здоровый образ жизни и делала гимнастику даже на море. Все наши поездки сопровождались какими-то приключениями, нас всегда окружали очень интересные люди. Во время съёмок фильма «Санта Эсперанса», которые проходили в Коктебеле, мы жили прямо в поле, где стояли декорации. Мама тогда сказала: «Ну зачем нам ехать в гостиницу? Здесь так хорошо!» Хотя, конечно, условия там были минимальные, но это было просто замечательно, и память об этой поездке осталась на всю жизнь.

Профессию определила наследственность

 — Вы часто секретничали с мамой? Она для вас больше подруга или непререкаемый авторитет?

 — Мы никогда не были, что называется, задушевными подругами, но мама могла что-то посоветовать, подсказать, поделиться своим опытом. Я училась у неё актёрскому мастерству и благодаря ей, а также моему папе Савве Кирилловичу Хашимову и бабушке с дедушкой, которые тоже были актёрами, выбрала эту профессию. Работать рядом с мамой, учиться у неё — это самое большое счастье.

— Когда вы решили стать актрисой, Маргарита Борисовна вас не отговаривала?

 — Никогда не бывало, чтобы мама на чём-то настаивала — она просто советовала. Мама видела во мне способности и, когда мы вместе снимались в фильме «Девочка, где ты живёшь?», прямо спросила у Романа Виктюка, смогу ли я стать актрисой. Роман Григорьевич ответил, что у меня есть своё дарование, отличное от мамы, и я должна попробовать. И маму тогда это очень вдохновило. В институте я стала приглашать маму на свои спектакли, когда играла в труппе Аллы Сигаловой. Она часто приходила и сейчас тоже приходит. Я всегда нахожу её в зале: с ярко освещённой сцены трудно разглядеть лица, но я вижу, где она сидит, и смотрю только на неё. Однажды в финале спектакля «Сергей и Айседора» я увидела, как у неё текут слёзы и она улыбается.

— Что для вас главное при подготовке к спектаклю?

 — И мама, и бабушка всегда учили меня подходить к роли максимально глубоко. Читать книги той эпохи, которую играешь, искать в персонаже особые черты характера, которые помогут сыграть роль. Когда мама играла в спектакле Театра имени Моссовета «Милый друг», то попросила свою подругу, учителя французского языка, сделать ей чуть ли не подстрочный перевод Мопассана, чтобы сыграть всё как можно ближе к оригиналу.

Когда я работала в театре над образами исторических персонажей — Таис или Айседоры Дун­кан, она всегда советовала, как нужно сыграть. Мама очень много знает и много читает, у неё большая библиотека. И у меня тоже благодаря ей. Даже не знаю, смогу ли я за свою жизнь перечитать все эти книги.

О дисциплине

 — Как вас воспитывала мама: запрещала ли что-то, наказывала ли за проступки?

 — Мама всегда хотела, чтобы я была дисциплинированной, приучала меня к порядку, могла строго сделать замечание. Когда задавали много уроков и я уставала, мама читала мне вслух. Вместе с ней я познавала литературу, историю. У неё всегда были ­какие-то свои рассказы, воспоминания, которыми она охотно делилась со мной. Помню, всегда было обидно: и мама, и папа окончили школу с золотыми медалями, на все пятёрки, а мне не давались алгебра, геометрия и физика. Но по гуманитарным предметам я успевала хорошо. Знаниями, полученными в английской спецшколе, пользуюсь до сих пор.

— А как вы сами воспитывали сына Михаила — в строгости или баловали?

 — Особо строгой мамой я никогда не была, но мне тоже пришлось нелегко. Возможно, я не уделяла сыну должного внимания в подростковом возрасте, что-то такое было упущено. Сейчас он уже взрослый самостоятельный мужчина, который сам мне помогает. Но я всё равно вижу: что-то я должна была ему додать. Считаю, что никогда не поздно, поэтому стараюсь делать это сейчас. Я радуюсь его успехам, хочу, чтобы он поскорее определился в жизни, создал свою семью, и очень этого жду.

В боевых сценах дралась наравне с каскадёрами

 — Для съёмок в криминальной драме «Всё то, о чём мы так долго мечтали» вам пришлось освоить боевые искусства. Потом это как-то пригодилось в жизни?

 — Слава богу, нет. В жизни применять навыки карате не пришлось, но тем не менее это был очень полезный опыт. Мне было интересно попробовать себя, в том числе, и в боевых искусствах. Я ходила на тренировки, училась у мастеров восточных единоборств. И в фильме мне удалось наравне с каскадёрами принимать участие в боевых сценах.

— Если бы вам предложили сыграть любую роль, на чём вы остановили бы свой выбор?

 — В театре у меня было достаточно характерных героинь, но мечтаю о новых ярких образах. В кино хотела бы сыграть главную роль в красивой любовной истории, а на сцене — своих любимых чеховских героинь: Раневскую и Аркадину.

Categories: Интервью
Анна Журавлёва :