Какой поступок можно назвать бесчестным? Когда возникает конфликт между чувствами и разумом? Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок? Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах? Согласны ли вы с утверждением Э.М.Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»?
Над этим темами размышляли на итоговом сочинении одиннадцатиклассники всех 182 школ округа. Причем — помня об орфографии и запятых, а также с привлечением примеров не менее чем из двух литературных произведений. Таков формат работы, которая оценивается по шкале «зачет-незачет» и является допуском к ЕГЭ.
Большинство выбрали ошибки
Официально результаты пока не объявлены — это произойдет 21 декабря, но учителя и ученики их уже знают.
— В нашем корпусе у всех зачет, а в других есть два незачета, – говорит учитель литературы, методист гимназии № 2026 в Косино-Ухтомском Татьяна Скоромная. – Большинство ребят выбрали тему о признании ошибок, причем раскрывали ее на самом разном литературном материале – от Андрея Балконского до «Собачьего сердца» и «Портрета Дориана Грея». На втором месте – тема о бесчестном поступке, здесь были примеры даже из сегодняшнего дня, одна девочка, прежде чем приступать к литературным примерам, написала о разрушении Пальмиры.
Спорили на уроках
— В этом году – по сравнению с прошлым – изменилась формулировка общих направлений, они звучали так: разум и чувство, честь и бесчестие, победа и поражение, опыт и ошибки, дружба и вражда, — напоминает Татьяна Скоромная.– В прошлом году было просто «Время», «Дом», «Любовь», «Путь», «Год литературы». С новыми темами, с одной стороны, интереснее: появился конфликт, потребовалось сопоставление, на сочинении ученик мог рассматривать разные точки зрения. А с другой стороны — сложнее: ученик должен оперировать большим объемом литературного материала, по сути, всей школьной программой по литературе.
Зачёт-незачёт
Итоговые сочинения проверялись в школах.
— При оценке мы учитывали пять критериев: соответствие теме, аргументация с привлечением литературного материала, композиция, качество речи и грамотность, — пояснила заместитель директора гимназии № 2200 на 11-й Парковой, учитель русского языка и литературы Ирина Гриб. – Для зачета достаточно было получить плюсы по первым двум позициям: раскрытие темы и наличие примеров из литературных произведений.
Размер итогового сочинения — не менее 250 слов, это полторы тетрадных страницы или около 1600 знаков с пробелами.
— Конечно, это минимум, необходимый для зачёта, ребята, как правило, пишут намного больше. А вообще оптимальный размер сочинения 350-400 слов, при таком объеме можно показать знание темы, выразить себя, — говорит Ирина Георгиевна.
Готовились с осени
Тематические направления и приблизительные темы сочинений – к примеру, «Береги честь смолоду», «Может ли поражение стать победой», «Опыт – лучший учитель, только плата за учение слишком велика», «Нет уз святее товарищества» — были объявлены еще в начале учебного года. Конкретные темы пришли в школы по электронной почте за 15 минут до начала экзамена.
Списать не получится
По решению ФИПИ — Федерального института педагогических измерений — чисто литературных тем – вроде «»Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни», «Образ Базарова» или «Мысль народная» в «Войне и мире» — на итоговом сочинении быть не должно.
— Это можно списать, а задача экзамена — научить ребенка с помощью литературы осмысливать мировоззренческие понятия, показать, как то, что мы читаем, можно приложить к современной жизни, — говорит учитель гимназии № 1504 на улице Сталеваров Анна Лапина.
В этом году у нее десятый класс, но они уже начали готовиться к итоговому сочинению следующего, 2017 года.
Афоризм с концептами
В начале каждого урока Анна Алексеевна дает ученикам афоризм со словами-концептами и пять минут на то, чтобы письменно согласиться или опровергнуть его. Затем – блицтурнир между сторонниками разных точек зрения. На дом ребята получают карточки с заданием по каждому концепту: найти цитаты, прокомментировать, как они их понимают, привести примеры из литературы, а главное — выдвинуть свое мнение по тому же вопросу.
— При подготовке к сочинению есть возможность поговорить с детьми о мировоззренческих понятиях с их позиций. — Конечно, нужно знать, что думал и писал по тому или иному поводу Пушкин или Толстой, но гораздо важнее, что думаешь по этому поводу ты, — говорит Анна Лапина.
Пригодится абитуриентам
Если сочинение написано хорошо, можно предоставить его в качестве индивидуального достижения при поступлении в вуз. Для этого при подаче документов в приемную комиссию надо написать особое заявление. Приемная комиссия найдет сочинение абитуриента по его регистрационному номеру на портале Единого государственного экзамена http://ege.edu.ru/ru/classes-11/sochinenie
Можно забрать на руки и само сочинение в бумажном виде, но это необязательно.
Если сочинение в вузе понравится – то есть будет соответствовать его критериям – абитуриент может дополнительно получить до 10 баллов.
Когда переписывать
Те, кто не пришел 7 декабря на итоговое сочинение по болезни или получил «незачёт», сможет написать его в резервные дни – 1 февраля и 3 мая.