Старинный рисунок восстановили по небольшому фрагменту
В музее «Кусково» реставрировали Большую каменную оранжерею, восстановительные работы прошли и в павильоне «Эрмитаж», однако, некоторые объекты только предстоит привести в порядок.
Но всё равно дух старины уже витает над усадьбой. По словам директора музея Сергея Авдонина, здесь всё — памятник: и здания, и земля, и даже кусты.
Прогуливаясь по усадьбе можно встретить карету, запряженную парой лошадей. О наших днях напоминают лишь прохожие в современной одежде.
Реставрация Большой каменной оранжереи закончилась в конце июня. Работы длились почти два года. Теперь в помещении есть специальная система поддержания температурно-влажностного режима, проводить выставки стало проще.
Геннадий и Инна часто прогуливаются здесь с детьми, их привлекает прекрасная архитектура.
— Очень красивое место. В оранжерею пока не заходили, но выглядит она красиво, правда, не думаю, что это её первозданный вид. Вряд ли раньше были такие ровные стены, влияние современных технологий все же чувствуется, — делится впечатлениями Геннадий.
Держу курс на «Эрмитаж», реставрация этого павильона закончилась ещё в прошлом году, работы выполнили настолько профессионально, что обновленное здание получило премию на конкурсе Московская реставрация 2013.
— Укрепили фундамент и стены, реставрировали потолочную роспись — от её оригинала оставался лишь небольшой кусочек, по нему и восстановили весь рисунок. Специальная работа шла и над наружными скульптурами. А вот окна пришлось поменять, старые сгнили, но общий внешний вид удалось сохранить, — рассказывает директор музея Сергей Авдонин.
Реставрация обойдётся в 220 миллионов
Впрочем, в «Кусково» для реставраторов ещё море работы. Не нужно быть специалистом, чтобы понять, что Грот нуждается в реставрации, по периметру здание огорожено сигнальной лентой, заходить за неё опасно. Краска на стенах обветшала, белые колонны почернели, ступени отколоты. Руководству пришлось даже снять с крыши несколько элементов, иначе они могли просто упасть.
— Работы здесь очень сложные и дорогие. Реставрация будет стоить около 220 миллионов, пока средств у города на это нет, — говорит Сергей Авдонин. — Восстанавливать здесь нужно почти всё, начиная от стилобата, его нужно полностью перебирать, и заканчивая внутренним интерьером.
Подхожу к храму — основание здания и лестница почти разрушены. Помещение, находящееся в ведомстве РПЦ, огорожено — ремонт уже начался. Колокольню рядом тоже нужно реставрировать, по мнению экспертов, это не самая сложная работа, главное — найти средства.
С мангалом и в купальниках вход воспрещен
Прогуливаясь по берегу дворцового пруда, сложно не залюбоваться красотой. Недавно пруд осушали, дно чистили и углубляли, укрепили берега. Восстановили и остров, ему придали геометрию, которую задумывали ещё Шереметевы. Несмотря на обилие гуляющих и множество новобрачных, приезжающих в музей за красивыми фотографиями, на территории усадьбы невероятно чисто, даже брошенного окурка не встретишь. Как сотрудникам музея удаётся содержать усадьбу в порядке, лично для меня загадка.
Летом следить приходится не только за чистотой территории, но и за чистотой нравов. Некоторые посетители в купальниках ложатся загорать прямо напротив дворца. Пару раз «экскурсанты» хотели насладиться местными видами сквозь дым шашлыка, с собой они захватили мангалы, видимо забыв, что пришли они в музей, а не в парк.