«Мой ребёнок не читает книг!» — с такой жалобой нередко приходят к психологам и педагогами современные родители. А может быть, мир шагнул вперёд — и в наше время уже и не нужно читать? О том, так ли это, мы поговорили с руководителем филиала Московской службы психологической помощи населению в ВАО Ольгой Шевченко.
Не идите простыми путями
— Если перед ребёнком на столе справа лежит гаджет, а слева — книга, он никогда не выберет книгу! И это нормально! — отмечает Ольга Шевченко. — У человека силён инстинкт самосохранения, который диктует, что нужно дойти до желаемой цели, затратив как можно меньше усилий. Так что ребёнок, выбирающий гаджет — это здоровый ребёнок! Что совсем не означает, что книги читать не надо.
Как поясняют специалисты, чтение — довольно сложный психологический процесс, который задействует сразу несколько зон мозга. Через символ — букву — нужно определить, о каком понятии идёт речь.
— У любого фильма много авторов — сценаристы, режиссёры, актёры, звукооператоры… — говорит Ольга Шевченко. — Если человек не смотрит, например, фильм «Анна Каренина», а читает книгу «Анна Каренина», то работу всех этих людей он делает сам. А ведь любая зона мозга развивается, когда ей дают нагрузку. Чтение — своего рода всесторонняя тренировка для мозга.
В дальнейшем тренированный мозг и алгебру с физикой сможет понять легче.
Узнать и закрепить
Но важно, по мнению психологов, не просто упражняться в навыке чтения, но читать именно художественные произведения. Так как чтение — ещё и способ снять напряжение.
— Когда ребёнок читает книгу, он узнаёт и закрепляет новый способ реакции на сложные жизненные ситуации, — отмечает Ольга Шевченко. — Есть, конечно, и фильмотерапия. Но если ребёнок смотрит фильм — да, он посочувствует герою, снимет напряжение, но из-за того, что смотреть легче и мозг работает не так активно — новый способ не закрепится.
Если ребёнок не читает — это не значит, что он окажется неуспешным. Но если читает — он будет более стрессоустойчивым и более конкурентоспособным.
Знания без эмоций
При этом сейчас, по мнению специалистов, подрастает поколение хорошо информированных детей. Благодаря интернету и тем же гаджетам они знают намного больше, чем их сверстники прошлого поколения.
— Но у них знания без эмоционального восприятия! — отмечает Ольга Шевченко. — К примеру, о физиологии отношений мужчины и женщины они знают больше. Но раньше подростки читали ту же «Анжелику» и эмоционально переживали. А сейчас дети всё знают, но не понимают. Возможно, в будущем им будет непросто создать семью, будет больше сложностей в выборе партнёра.
Ольга Шевченко уверена, что все разговоры о скорой «смерти» книг за ненадобностью — миф. Наоборот, роль символьных систем в жизни всё время растёт. Написание компьютерных программ, изучение иностранного языка — это всё использование тех же символьных систем.
Пусть выбирает сам
— В ситуации конкуренции книги с гаджетами важно поддержать любую попытку, связанную с чтением. Самая большая ошибка родителей — критиковать выбранную ребёнком книгу! — отмечает Ольга Шевченко. — Сейчас чуть ли не единственный жанр, через который можно увлечь ребёнка чтением — это фэнтези. Купите ему все десять томов саги, которая ему нравится. Пусть читает. А со временем предложите Агату Кристи. Тогда когда-нибудь он, вероятно, прочитает и Достоевского, и Гёте.
Московская служба психологической помощи населению, филиал в ВАО: ул. Плеханова, 23, корп. 3. Тел. (495) 309-5128.