Владимиру Усанову из Восточного Измайлова исполнился 101 год
Москва была тихая
Владимир Николаевич родом из Пензенской области. В Москву он приехал в начале 1930-х, к брату.
— Мы жили на Арбатской площади, — вспоминает долгожитель. — Москва тогда была уютная, тихая. На Садовом кольце было много зелени.
В мае 1941 года Владимир закончил учёбу в Военной бронетанковой академии. Войну он встретил на Украине.
— Наш 22-й механизированный корпус Юго-Западного фронта Жуков потом назвал одним из лучших боевых подразделений начала войны, — отмечает дедушка. — Моей задачей было обеспечивать танки горючим. Когда шли бои у реки Дон, авиация буквально не давала поднять голову. В августе 1942 года меня там ранило. После лечения я занимался снабжением частей Сталинградского фронта.
Первая ядерная бомба
В 1949 году Владимир Николаевич участвовал в испытаниях первой советской ядерной бомбы на Семипалатинском полигоне.
— Мы были в 70 километрах от места взрыва, — вспоминает Владимир Николаевич. — А через час надели специальные костюмы и поехали к эпицентру. Я был в 500 метрах от него. Недолго — определил наличие радиации и уехал. После взрыва осталось небольшое углубление в земле. Всё вокруг было разрушено — много техники, животных — всё погибло. Я изучал вопросы влияния атомного оружия на военную технику. Потом мы писали инструкции по её дезактивации.
По словам Владимира Николаевича, какую дозу облучения он получил — никто сказать ему не смог. Но вскоре после взрыва офицеров, участвовавших в испытаниях, на месяц отправили в санаторий — восстанавливаться.
Линкор вдруг взорвался
В 1950-е годы Усанов возглавил в Министерстве обороны инспекцию по надзору за измерительными приборами. В 1955 году группа офицеров в Севастополе проверяла состояние приборов на линкоре «Новороссийск», который был передан Италией Советскому Союзу после войны в качестве трофея. А через десять часов после того как проверяющие, в числе которых был и Усанов, сошли на берег, линкор вдруг взорвался. Погибли более 800 человек.
— Историки говорят, что это сделали итальянские диверсанты. Что, отдавая нам корабль, они поклялись потопить его.
Второй век болельщика
Владимир Николаевич вырастил двоих сыновей, нянчил внука и внучку. С супругой они живут в браке уже более 60 лет.
Каждый год 9 мая полковник в отставке выходит во двор в парадном мундире — его поздравляют соседи, прохожие дарят цветы. Только в этом году отпраздновать День Победы не получилось — ветерану уже тяжело ходить пешком, а пандусы для коляски в подъезде всё никак не установят.
— Я никогда не курил, выпивал только в меру, — делится секретами долголетия Владимир Николаевич. — Бегал на лыжах, до 80 лет играл в большой теннис. И, кстати, до сих пор болею за ЦСКА.