В творческой копилке кинообразов Яковлевой уже около 100 ролей. Перечислять их можно долго. И что удивительно: с каждым годом интересных ролей у Елены Алексеевны становится всё больше. Они как бы сами её находят. Так, несколько месяцев назад она получила приглашение от известного актёра, а с недавних пор амбициозного режиссёра Кирилла Плетнёва сняться в его комедии «Семь ужинов».
Себя я ни разу не сыграла
— Елена Алексеевна, как вам кажется, какая из ваших героинь больше всего на вас похожа? Одно время вас, помнится, сравнивали с Каменской…
— Нет, мне ни разу никто не сказал: «Это вылитая ты!» Да я и сама не могу сказать, что какая-то работа в фильме или в телесериале была для меня более близкой, чем другие. Конечно же, на экране я проживаю жизни своих героинь. Но в основном они всё равно произносят не мои слова: я бы сказала иначе и не так бы поступила.
— Какие у вас впечатления от съёмок у Кирилла Плетнёва в картине «Семь ужинов»?
— Я второй раз снимаюсь у режиссёра-артиста. Раньше работала с Сергеем Юрьевичем Юрским. И хочу сказать, что при этом на съёмочной площадке присутствует особая атмосфера. Понятно, что режиссёр знает всех персонажей изнутри, и Кирилл Владимирович, когда готовился к проекту, как сейчас принято говорить, наверняка мысленно за всех артистов проиграл все роли — и мужские, и женские. И он примерно представляет, как это должно выглядеть. Поэтому для актёра сниматься у режиссёра-артиста — это довольно-таки ответственно. Скажу по себе: я, партнёрствуя с кем-то из молодых девушек или женщин постарше на съёмочной площадке, всегда проигрываю каждый эпизод и за себя, и за неё. И когда уже потом смотрю результат, чем-то остаюсь довольна, а что-то мне хотелось бы исправить… Поэтому считаю, что для Плетнёва это вдвойне ответственно.
— В комедии «Семь ужинов» вы играете маму главной героини в исполнении Полины Максимовой. Многие отмечают, что внешне вы с ней очень похожи…
— С Полиной мы, кстати, тоже до этого никогда не работали. Так вот, когда мы только увиделись с Кириллом Владимировичем на предварительной встрече, он поделился своим наблюдением о том, что очень многие дочери и матери в какой-то период времени становятся очень похожими друг на друга. И поэтому мы с гримёрами попытались с помощью макияжа максимально приблизить мою внешность к внешности Полины. Вот и весь секрет!
О тёщах и свекровях
— Вы играете тёщу, стремящуюся активно участвовать в семейной жизни дочери, давать ей советы. Вам близок этот образ?
— Знаю, что тёщей в своей жизни я уже никогда не буду, поэтому — нет. Это просто моё представление о тёщах.
— А сами в жизни никогда не сталкивались с такими тёщами?
— Наверняка могла сталкиваться, так как у меня большое количество знакомых, уже являющихся чьими-то тёщами. И довольно часто замечаешь, что многим из них не нравятся супруги, которых выбрали их дочери. Почему так происходит — непонятно. Мне кажется, что свекрухи, в число которых вхожу и я сама, намного терпимее и терпеливее. Наверное, мамам девочек всё время кажется, что их дочки — самые лучшие, самые красивые и обаятельные, что они достойны лучшей жизни: их должны приглашать на все светские приёмы, их портретами следует украшать обложки глянцевых журналов и так далее. А рядом с ними не принц и не олигарх, а обычный мужчина. Вот и моя героиня думает, что её дочка могла бы найти себе избранника получше. Так, наверное, кажется каждой маме каждой девушки…
— А можете чуть больше рассказать о своей героине в этом фильме? Какая у неё профессия, какие увлечения?
— Мы всякое продумывали, в том числе и её профессию тоже, — в сценарии это не прописано. Но всё же в итоге решили в это не углубляться. Главным для нас было — показать, что эта женщина имеет своё мнение по поводу жизни, знает, какой она должна быть. И она пытается своё представление спроецировать на дочь: капает ей на мозг по поводу её семейных отношений, но всё это ради того, чтобы героиня Полины Максимовой, как ей кажется, жила лучше. Но хотелось, чтобы тёща пусть и капала, но чтобы из этого всё равно вышло какое-то добро: или правильное формирование характера дочери, или осознание мамой, что не надо так активно навязывать дочке своё мнение. И если женщины, оказавшиеся в такой же ситуации, что-то близкое увидят в моей героине, то, может быть, поймут, какие они совершают ошибки. Но это ни в коем случае не нравоучение с моей стороны, а художественное отображение характера! (Улыбается.)
— А где ещё вас можно будет увидеть на экране в ближайшее время?
— В сентябре вышел новый фильм — «Доминика», где основным моим партнёром стал Андрей Чадов. Это очень смешное кино про девочку, которая в начале истории предстанет младенцем, но будет становиться старше каждый раз, когда начнёт злиться. Я играю как раз Доминику, только уже в старшем возрасте. Режиссёром картины стал совсем юный Олег Агейчев, это его первая большая работа. Я для себя решила, что хотя бы раз в год буду откликаться на просьбы молодых выпускников режиссёрских факультетов, у которых пока нет ни громкого имени, ни бюджета. И вот мне позвонил этот замечательный мальчик. Когда с ним встретилась, я сначала вообще подумала, что он не режиссёр: так молодо он выглядел! Но случилось так, что он не только снял это кино, но уже получил за него множество наград!
— Чем ещё вам запомнились те съёмки?
— Знаете, скорее, тем, как они происходили. Люди буквально на коленке создают кино, у них практически ничего нет: ни хорошего технического оснащения, ни должного количества света, многое они вообще находят по знакомым и друзьям. Но при этом они делают фильм вопреки всему, и, к счастью, он у них получается. Это просто замечательно! И ты окунаешься в эту атмосферу после, скажем так, «бархатных» съёмок у именитых режиссёров и кинокомпаний. И тут вдруг на тебе! Но всё удаётся.
Кино на коленке
— А что вас мотивирует участвовать в таких проектах? Интересный сценарий, оригинальная идея или желание помочь молодым режиссёрам?
— Мне просто интересно, что будет дальше с нашим кино. Кого выпускают сегодня наши доблестные педагогиВГИКа, у которых жизнь тоже, наверное, не сахар… Да и зарплаты у педагогов маленькие. Плюс это платное образование… Как можно выучить на хорошего режиссёра или артиста за деньги? Я этого не понимаю. Поэтому мне хочется быть поближе к тому, что нам предстоит в дальнейшем. Время бежит очень быстро, и всё меняется. Какое оно, новое поколение режиссёров? О чём они думают, чего хотят, почему их заинтересовала именно эта тема?.. Я тут недавно снялась у одной девочки-режиссёра. Она такая цельная натура, упрямая, пробивная. Сама понимает, что делает кино на коленке, но, тем не менее, у неё явное ощущение, что она на площадке главная. Настоящий режиссёр! У неё во всём — альтруистические ноты, и это здорово! Вот только как будет называться фильм, я ещё сама пока не знаю. Но я играла в той картине женщину, которой наяву является её умерший муж. На первый взгляд может показаться, что она сошла с ума, но это с ней происходит на самом деле…
— А о чём сейчас мечтаете?
— Очень бы хотела найти такого режиссёра, каким был для меня Пётр Ефимович Тодоровский. Хотя бы похожего на него. Чтобы у нас с ним рождались одинаковые мысли и желания на съёмочной площадке… Пётр Ефимович умел так хорошо, подробно, по-доброму и по-честному разобраться с женской проблемой на экране. Ведь на женскую долю очень много всего выпадает: и быт, и работа, и ещё куча всего. В наше время получается так, что на плечи женщины легло вообще всё, и куда ни посмотри — в любой профессии присутствует женская доминанта. А Пётр Ефимович очень любил женщин и с настоящей мужской любовью рассказывал о них в каждой картине. В своих работах он говорил не о каких-то политических делах или фантасмагориях, а показывал реальные истории и делал это с огромной любовью. Вот о встрече с таким режиссёром я сейчас мечтаю…