«Я сумасшедший отец», — сказал однажды в одном из интервью популярный актёр театра и кино Даниил Спиваковский. В этом году у него родился сын, Андрей, и это уже третий ребёнок в семье. О своих секретах воспитания актёр рассказал «ЗБ» накануне Нового года.
Важнее — личный опыт
Когда родилась Даша, наша старшая дочка, мы со Светланой сразу занялись чтением Бенджамина Спока. Надо сказать, что он даёт очень точные рекомендации и описание поведения детей определённого возраста. Но с появлением на свет нашего среднего сына, Дани, мы поняли, что литература литературой, но гораздо важнее личный опыт. Мне кажется, что самое главное — не только любить детей, но и показывать им, как ты внимателен к близкому человеку. Они должны видеть со стороны, как мама и папа любят друг друга, как они нежно и тепло друг к другу относятся. Уверен, что те, кто видит это с рождения, перенесут этот зримый пример родителей и в свою жизнь: будут так же любить своих мужей и жён.
Лучший уговорщик
У нас в семье есть правило: если дети отказываются что-то есть или выполнять какое-то поручение, лучший уговорщик — это я. А всё потому, что ни Света, ни няня, ни бабушка не способны так, как я, отвлечь детей. Важно, чтобы они не фиксировались на своих «нежеланиях», например на нежелании есть кашу или чистить зубы. Однажды я подметил, что если правильно, в игровой форме переключить их внимание, то всё моментально съедается и чистится.
Сказки с хорошим концом
Приучать детей к книгам мы начали с первых месяцев их жизни. У каждого в комнате — большое количество книг. Да и мы читаем им книги ежедневно: кто в данный момент есть дома, тот и читает. Я не помню, какую книжку первой прочитал Даше. Но могу сказать, что она приучила меня иногда переделывать финал сказок. Даша — очень ранимая, трогательная девочка. И если я понимаю, что сказка закончится плохо, например как сказка про Русалочку, то я на ходу переделываю финал. Пока она знает «Русалочку» в моей интерпретации. Когда-нибудь потом прочтёт сама.
Про наказания
В нашей семье практически не приняты наказания или формы запретов. Если я повышу голос или погрожу пальцем, жена смеётся: «Ну всё, небеса разверзлись: папа отругал детей!» Правда, такое происходит, только если дети делают что-то рискованное, что может нанести им вред. И если папа шлёпнул, они сразу понимают, что сделали что-то не то. Но обычно я просто беру за руку, увожу в отдельную комнату, и мы разговариваем там тет-а-тет. Это всегда действует.
Дети друг к другу не ревнуют
У нас есть знакомые семьи, в которых по несколько детей и неоднократно возникали примеры ревнивого отношения малышей к родителям, друг к другу или к каким-то игрушкам. Поэтому, когда Светлана узнала, что беременна Даней, мы с самого начала стали готовить Дашу к появлению братика. Потом точно так же готовили старших детей, когда ждали Андрюшу. Надо сказать, что это дало хорошие результаты. Они скучают и по утрам бегут обниматься и говорить друг другу: «Доброе утро». Как только Света приносит перепеленать Андрюшу, они мгновенно рядом: гладят его, улыбаются. Бывает, что они ссорятся, бывает, что могут даже слегка помутузить один другого. Но я-то вижу, что это «мутузенье» — как кошачья возня. Конечно, их взаимоотношения будут разными, когда они вырастут, но я уверен, что они всегда будут любить друг друга.