Генерал-майор с Зелёного проспекта вспоминает о встрече с легендарным лётчиком
Несмотря на разрешение медкомиссии, сражённой зажигательным танцем лётчика на протезах, его прыжками со стула и желанием снова летать, Алексей Маресьев после освидетельствования врачами вовсе не сразу вновь поднялся в небо. Об этом «ВО» рассказал житель Зелёного проспекта генерал-майор авиации в отставке Евгений Прокофьевич Шкурко. В 1960-х годах он, тогда гвардии подполковник, служил командиром 641-го гвардейского истребительного авиационного полка, в который приехал легендарный Алексей Маресьев.
Заслон на Севере
— Наш 641-й гвардейский полк в годы войны был 63-м истребительным, и в нём служил Маресьев. В 1960-х мы дислоцировались на аэродроме Бесовец, в 15 километрах от Петрозаводска. Мы стояли заслоном от самолётов-разведчиков, которые практически каждый день пытались проникнуть на территорию СССР со стороны Баренцева моря, — говорит Евгений Прокофьевич. — К 20-летию Победы в Великой Отечественной войне мы поставили на территории гарнизона памятник гвардейцам-однополчанам. Звания Героя Советского Союза были удостоены 12 лётчиков нашего полка, включая Алексея Петровича Маресьева. Списались со всеми живыми и пригласили их в гости.
Ванночки по вечерам
Алексей Петрович Маресьев приехал в родной полк в сентябре 1967 года.
— Первое, что удивило, — он категорически отказывался ездить на машине, — продолжает Евгений Шкурко. — Всегда и везде ходил пешком, даже на дальние расстояния. Скажешь: «Алексей Петрович, поехали на аэродром!» А он: «Почему поехали? Пошли!»
Ходил Маресьев, по словам очевидцев, не очень быстро, но было почти незаметно, что у него протезы. Только к вечеру становилось понятно, насколько ему, довольно плотному человеку, тяжело целый день на железных ногах. Ему делали ванночки, проводили другие процедуры. Но ни разу Алексей Петрович не показал, что ему больно.
— Привычку ходить пешком, кстати, он выработал ещё на войне. Эскадрилью, где он служил, разместили в деревне, в двух километрах от аэродрома. Лётчиков на аэродром возили, но Алексей Петрович в машину никогда не садился: выходил пораньше и шёл пешком.
Корзина грибов в подарок
В Дом офицеров на встречу с Маресьевым пришёл весь личный состав полка с жёнами и детьми. Алексей Петрович побывал в гарнизонной школе, ученики подарили ему корзину белых грибов.
На традиционный вопрос о том, насколько точно описано в книге Бориса Полевого всё, что с ним происходило на самом деле, Маресьев отвечал тоже уже традиционно: «На 99 процентов».
В авиаполк зачислили, но к полётам не допускали
Этот один процент расхождений был в деталях. Например, в книге и в фильме лётчик без ног сразу по прибытии в полк садится в самолёт и взлетает. Но было не так. Да, в 1943-м, накануне Курской битвы, после переподготовки его зачислили в полк, но допускать к боевым вылетам лётчика без ног не торопились.
— Наконец командир эскадрильи Александр Числов попросил командира полка Николая Павловича Иванова пустить Маресьева в бой. Тот ответил: «Хорошо, но только бери его себе в пару ведомым, но, если что, пойдёшь под трибунал».
6 июля 1943 года Маресьев в воздушном бою сбил «мессершмитт»,
20-го — сразу два самолёта «Фокке-Вульф-190» и спас жизнь двум советским лётчикам.
Была бы катапульта…
Маресьеву, конечно, интересно было узнать всё о МиГе-17, который стоял на вооружении в полку в середине 1960-х.
— Нет, взлетать Маресьев не взлетал, но в кабину на место лётчика садился. Ему подставляли лесенку, он залезал, изучал приборы и оборудование, расспрашивал, что как действует. Особо расспрашивал об устройстве для катапультирования. И сказал, что, если бы было такое устройство в 1942 году, возможно, всё в его жизни сложилось бы иначе.
Там же, около самолёта, Шкурко и Маресьев обменялись фуражками:
— Я надел его, он — мою.
Недавно генерал-майор авиации Евгений Прокофьевич Шкурко отметил 90-летний юбилей. Редакция «ВО» поздравляет ветерана со славной датой и желает ему здоровья и бодрости духа!