Актер Евгений Стеблов хорошо знаком зрителям по фильмам, ставшим классикой отечественного кино «Я шагаю по Москве», «До свидания, мальчики», «По семейным обстоятельствам». Сейчас народный артист Российской Федерации играет в театре имени Моссовета в спектакле «Не все коту масленица», в театре «Et Cetera» в спектакле «Земля Эльзы», а также ведет свою мастерскую в Институте театрального искусства.
Около сорока лет назад в судьбе артиста произошло событие, которому предшествовала серьезная духовная работа. Евгений Стеблов вместе со своей покойной супругой Татьяной принял крещение в храме рядом с метро «Сокольники».
Тайна таинства
— Мы покрестились примерно в 33 года. В советское время подобные вещи, мягко говоря, не поощрялись. А я был уже довольно известным человеком, к тому же заместителем парторга в Театре имени Моссовета. Чтобы меня никто не узнал, мне пришлось надеть солнечные очки. Более того, через знакомых мы договорились со священником, чтобы нас крестили без паспорта и не записывали в учетную книгу. Как заместитель парторга я знал, что все эти сведения идут в райком, а оттуда в районное управление КГБ. К счастью, все прошло благополучно, — рассказал Евгений Стеблов.
Театр начался… с игрушек
— Евгений Юрьевич, говорят, что театр начинается с вешалки, а с чего начался театр для Вас?
— С игрушек. Моя бабушка, работавшая после войны в системе военторга, привезла мне из Германии конструктор в большой деревянной коробке. И папа помог мне из него сделать театр на колесиках, который я возил за веревочку по нашей коммунальной квартире. Кстати, отец был талантливым радиоинженером, он сам сделал телевизор в 1949 году.
Вообще в то время во всех интеллигентных семьях маленьких детей обязательно водили в МХАТ на «Синюю птицу», в Уголок Дурова и в Кукольный театр, который меня очень заинтересовал. И я начал сам изготавливать кукол разных систем – и тростевых, и механических… А папа смастерил складную ширму, и я с этой ширмой, с чемоданчиком, где у меня лежали куклы, стал ездить выступать не только по школам, но меня даже отвозили выступать на фабрику. Я стал почти профессионалом и местной знаменитостью. Классе в шестом я написал письмо Сергею Владимировичу Образцову. И он ответил. Меня пригласили в театр, где шефство надо мной взяла замечательная женщина, заслуженная артистка Екатерина Васильевна Успенская. Я показывал ей свои кукольные номера, а она делала замечания.
Со временем куклы мне надоели, я вышел из-за ширмы. И хотя моя внешность не очень-то мне нравилась, я, тем не менее, решил поступить в студию при театре Станиславского. Мне устроили экзамен и приняли. Там я познакомился с Никитой Михалковым, Инной Чуриковой.
Фото: кадр из фильмаПомог случай
— Одной из Ваших первых киноработ стала роль Саши Шаталова в фильме «Я шагаю по Москве». Вас долго утверждали на роль?
— Помог случай. В то время я был уже студентом Щукинского театрального училища и как-то заехал на «Мосфильм» в надежде, что кто-нибудь обратит на меня внимание. Встретил там знакомого студента, он-то и посоветовал мне зайти в группу фильма «Я шагаю по Москве». В результате обстоятельства сложились так, что артисту, который был уже утвержден на роль и даже побрит наголо, отказали, а меня взяли. Потом я снимался в фильме «До свидания, мальчики», который тоже стал классикой. К концу института у меня уже было три или четыре главных роли. Так и пошло… Во времена советского кинопроизводства я каждый год снимался, и у меня ежегодно были премьеры в театре. Мне сейчас 72 года и у меня более 70 картин, в которых я в основном играю главные роли. Но у фильмов, как и у людей, по-разному складываются судьбы.
Дед был дворянином
— В юности Вы дружили с Никитой Михалковым. А как узнали, что его предки и Ваши были знакомы еще в позапрошлом веке?
— В конце 1990-х годов я иногда проводил творческие встречи со зрителями. В основном они проходили в Москве, но однажды меня пригласили в Рыбинск. А я с детства много слышал о своем прадеде Павле Павловиче Стеблове, который в этом городе был директором двух гимназий. Будучи на этой должности, он получил чин действительного статского советника и звание почетного гражданина, то есть дворянство получил. И мне было интересно побывать в Рыбинске. Я около трех часов без антракта выступал в городском театре. А на следующий день меня вместе с журналистами возили по местам, связанным с прадедом. Приятно, что сохранилось здание гимназии, домовая церковь, которую он обустроил. В запасниках краеведческого музея нашлась фотография, на которой запечатлен визит великого князя в Ярославскую губернию. На ней я увидел своего прадеда Павла Павловича Стеблова, бывшего в то время главой городской Думы Рыбинска и предводителя дворянства города Рыбинска Сергея Владимировича Миха́лкова – двоюродного деда Никиты Михалкова. Я, конечно, рассказал об этом Сергею Владимировичу Михалкову. И когда потом мы с ним встретились, он всегда меня приветствовал: «П-привет, д-дворянин!» Вообще со времен фильма «Я шагаю по Москве» я имел честь быть вхожим в эту семью. Это были очень яркие люди: и сам Сергей Владимирович Михалков, и Наталья Петровна Кончаловская – мама Никиты и Андрея. На меня огромное впечатление производила атмосфера, царившая в их доме, где на стенах висели работы их деда Петра Кончаловского и прадеда Василия Сурикова.
Фото: кадр из фильмаТяготел к коллегам старшего поколения
— Вам довелось работать в театре Моссовета с легендарными актерами Фаиной Раневской, Любовью Орловой, что Вам больше всего запомнилось?
— Я всегда тяготел к коллегам старшего поколения, они были представителями еще старой культуры. Правда, с Фаиной Раневской я играл только в одном спектакле «Правда – хорошо, а счастье – лучше». Фаина Георгиевна, конечно, была настоящим самородком. А Вы знаете, что многие фразы, которые сегодня широко тиражируются, принадлежат не ей? Очень многое под нее придумано и опубликовано под ее именем. Она ведь ничего не печатала. Она пыталась начать писать какую-то книгу, но потом сожгла.
— Говорят, что Любовь Орлова была в общении довольно простым человеком. Это так?
— Любовь Петровна была очень воспитана. При ее абсолютной естественности и простоте – подчеркиваю не простецкости, а простоте – всегда была дистанция между ней и другими людьми. Причем эту дистанцию держала не она, а мы. Это было совершенно уникальное женское качество. Она происходила из рода тех самых Орловых, которые возвели на трон Екатерину II. На мой взгляд, Любовь Петровна была интеллигенткой несколько английского толка и в жизни больше всего напоминала своего персонажа – профессоршу из фильма «Весна». Хотя куражность, каскадность в ней тоже присутствовали. Она была неповторимой женщиной. В театре ее звали Любочкой, и это говорит о многом. Как-то один рабочий сцены попросил разрешение у руководства отметить юбилей в театре. За кулисами накрыл стол, пригласил всех своих деревенских родственников и всех народных артистов СССР, работавших в театре. Но никто не пришел, кроме Любови Петровны.
Фото: кадр из фильмаО том, что не сыграно
— Есть ли роли, о которых Вы жалеете, что не сыграли их?
— Я должен был играть Терлецкого в картине Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино». У меня была замечательная кинопроба. Она и мне, и Никите нравилась. Я был утвержден на роль, подписал контракт, и уехал продолжать съемки в советско-чехословацкой сказке. Ведь работа за границей в те времена была редкостью. А на обратном пути попал в жуткую автомобильную катастрофу. Мне пришлось одну операцию перенести, потом вторую, а через год уже в Москве третью. Никита сначала меня ждал, звонил мне в Прагу. Но когда назначили вторую операцию, я ему сказал, что вряд ли смогу у него сниматься, и он стал пробовать других артистов. И я ему посоветовал: «Лучше играй сам. Ты сыграешь это по-другому, но зато ты точнее знаешь, что нужно для картины». Так он и сделал в результате. Я много отказывался от ролей по разным причинам и никогда не жалел об этом. Это единственная не сыгранная мною роль, о которой я жалею, потому что картина эта – шедевр.
— Чем занимается Ваш сын?
— Сережа окончил Щукинское театральное училище. Потом высшие курсы кинорежиссуры у Владимира Хотиненко. Работал в телевизионном проекте «Кулагин и партнеры». Снял полнометражный телевизионный художественный фильм. Сейчас он инок Соловецкого монастыря.