Актриса рассказала «ВО» о том, как роли помогают ей понять жизнь
Евгения Дмитриева должна успеть всё: дать уроки актёрского мастерства в театральном вузе, выйти на сцену в театре, в назначенное время явиться на съёмочную площадку. «Принимать и безусловно любить своего ребёнка» — вот, пожалуй, главная мысль нового сериала «На краю», который снимают для телеканала «Россия», и у Евгении Дмитриевой в нём одна из главных ролей.
В «Склифосовском» очень крутые повороты
— Евгения, недавно на канале «Россия» показали долгожданный шестой сезон «Склифосовского». В жизни вашей героини Ольги произошло много изменений. Как вам новые повороты? Когда сценарий впервые прочитали, удивились чему-то?
— Да — тому, что многие поступки не в характере моей героини. Она мечется, мается – и это не похоже на неё. Зачем-то уезжает в Америку, муж позвонил – она вернулась. Вернулась — и предложила развестись… То есть раньше Ольга была более последовательной в моих глазах. Думаю, что и в глазах телезрителей тоже. Возможно, с ней случилась такая ситуация: человек жил-жил, у него были какие-то свои установки, привычки — и вдруг происходит событие (в её случае это беременность и потеря ребёнка), и человек начинает существовать совершенно по-другому. Он как бы попадает в другую колею. И оказывается, что всё, что она считала незыблемым, на самом деле очень зыбко.
— И всё это отголоски её личной трагедии?
— Да, в основе её поведения — потеря ребёнка и потеря прежнего знания жизни. Мне кажется, в жизни так всегда. Как только ты думаешь, что всё понял, тебе обязательно пришлют что-то такое, чему ты будешь страшно удивлён. И ситуацию, в которую, как тебе казалось, ты никогда не попадёшь — ну никогда! — мгновенно тебе «подсовывают». Вот именно такую ситуацию!
Фото предоставлены кинокомпанией «Русское»(ИА «Столица»)
Всё ли ты знаешь о своём ребёнке?
— Сериал «На краю» — он, на ваш взгляд, о чём?
— У меня в этом сериале такая тема: как не упустить своего ребёнка. Это я и о себе говорю тоже. Это и мои проблемы тоже. Я думаю: а как же так сделать, чтобы сын мне всё рассказывал? Я пытаюсь донести до Марка, что мы в любом случае с папой его поддержим и поможем. И никогда не осудим. И вот вчера он нам рассказал о своём страхе. Я растерялась и не знала, что сразу ответить. Сказала, что у папы точно есть секрет, как этого не бояться. Муж в это время гулял с собакой. И, как только он зашёл, я сделала круглые глаза и сказала: «У тебя есть секрет!» Он сказал: «Есть, сейчас…» И мы стали изобретать руководство к действию – тут же, немедленно!
— А что за страх у шестилетнего мальчика?
— Оказалось, сын боится всполохов за окном. У нас виден стадион «Лужники», на котором сделали такую огромную рекламу, что за окном — постоянные всполохи: небо то красное, то зелёное, то синее. И сыну это, видимо, не просто не нравится — это его пугает. Я предлагала и ближе подойти — чтобы понять, как это всё работает, как устроено, и сравнивала с северным сиянием, — но он уже посмотрел картинки, как на самом деле выглядит северное сияние. Он уже и про него всё знает! И вот вчера мы должны были открыть секрет, как всего этого не бояться. Что-то придумали, повесили непроницаемые шторы, чтобы это сияние не пробивалось сквозь них. Но мы с мужем никогда не сказали бы Марку: «Хватит бояться! Что ты, не мужик, что ли?»
И вот наш проект «На краю» — как раз об этом. И для того, чтобы кто-то уж точно в этот момент подумал: «А всё ли я знаю о своём сыне или о своей дочери?» Вот он уходит и говорит: «Пока!» А куда он идёт? С кем он общается? Это не означает, что должны быть тотальный контроль и недоверие. Это нужно как-то умудриться так развернуть, чтобы он знал, что его здесь не «пришпилят», что будут интересоваться, хорошо ему или плохо. А у моей героини — развод с мужем, его играет Николай Фоменко, и всё это бьёт именно по детям, для которых должны быть незыблемые вещи. Даже развестись можно умно, не потеряв ничего.
Когда я играла в фильме Звягинцева «Нелюбовь», я не читала весь сценарий, только свой кусок, который мы репетировали. Я даже стричь научилась у стилиста Тимура Бегичева, и в кадре я это делаю сама. Так вот потом, когда я смотрела весь фильм, единственное желание после просмотра — прийти домой и обнять своего сына! Этот кадр, где открывается дверь и стоит мальчик в трусиках, зажимает себе рот и плачет, когда он слышит, как мама с папой решают: его-то куда?.. — для меня это один из самых страшных кадров мирового кинематографа!
В сериале «На краю» такая же тема, как и у Звягинцева, — увидеть своего ребёнка. Увидеть, что это существо безумно нуждается в тебе. Даже если ему восемнадцать, двадцать, он нуждается в тебе! И нужно умудриться в этот момент дать именно столько, насколько он в тебе нуждается. И понять, сколько ему нужно и чего. В пять лет это одно, а в восемнадцать – совсем другое. Если ему восемнадцать, может быть, нужно замолчать и дать ему как раз какую-то свободу… Это очень сложная история. Она требует от нас самопожертвования и включённости. И никто пойти на это не готов. Мы сразу начинаем говорить: «Ну конечно, неблагодарный: я ему вон сколько всего, а он мне — вон чего…»
Как удержаться на краю бездны
— Почему сериал называется «На краю»?
— Потому что на краю бездны мы стоим. Шаг – и ты теряешь своего ребёнка, эмоционально он уже не твой… Любить — это подчас тяжёлый труд, потому что нам приходится поступаться какими-то своими принципами. Нам легче поехать в больницу, детский дом к чужим детям, подарки им отвезти. Хорошее дело, потрясающее, нужное! Но возьми своего ребёнка с собой. «Мы вместе» — пусть так это будет. Не оправдывай своё невнимание к ребёнку своей занятостью! Я это и себе каждый день говорю. Поэтому сейчас никого не учу. Просто озвучиваю то, что беспокоит меня…