X

Эвклид Кюрдзидис: «Ради Наполеона я отказался от главной роли»

Лучшим отдыхом артист считает общение с друзьями. Фото: из личного архива

Актер три года прожил в Восточном округе на Преображенке

Главный эллин российского кино, сыгравший в фильмах «Война», «Зверобой», «Сатисфакция», «Все мужики Сво, или Бальзаковский возраст», русский Аль Пачино с широкой греческой душой и голосом чеховского интеллигента, Эвклид Кюрдзизис рассказал корреспонденту ВАО о своей жизни и приключениях на Преображенке.

Яркая жизнь на Большой Пугачёвской

— Эвклид, как занесло вас в Преображенское?

— Когда я учился во ВГИКе, то сначала жил в общежитии и каждый раз, возвращаясь домой, заставал ночные бдения. Учился я серьезно, и уже через месяц понял, что надо срочно искать квартиру. Сначала поселился на Новом Арбате в подвале у скульптора-монументалиста, жил среди художественной богемы. Там все происходило примерно так же, и через год я переехал на Тишинку. Абсолютно влюбился в этот район и когда появилась возможность купить квартиру, начал искать ее именно там.

А мои стариннейшие друзья Сергей и Ирина жили тогда на Преображенке. Они очень поддерживали меня психологически и даже финансово — во ВГИКе стипендию не платили и каждый выживал, как мог. Именно они нашли мне квартиру в доме напротив своего, на Большой Пугачевской улице, 2. Примерно в квартале от меня был рынок Черкизон, а напротив, на углу Халтуринской и Большой Черкизовской – чудесный храм Ильи Пророка XVI-го века. Вокруг храма — старое кладбище, где были захоронены священники. Когда я выходил на балкон, видел ветки деревьев, слышал соловьёв. Я прожил там три года.

Тогда, в год моего переезда, мы приступили к репетициям спектакля «Ladies’ night». И оказалось, что Марат Башаров с Лизой, своей бывшей женой, живут напротив. Можете себе представить, какая у нас там началась «яркая жизнь»? Гости приходили ко мне и в три ночи, и в пять утра. А даже если их не было, по ночам мне звонили их жены, спрашивали, не у меня ли их мужья?

— И что вы отвечали?

 — Что они у меня и не могут подойти к телефону, потому что уже спят. Дружба – понятие круглосуточное.

Но через три года, работая в центре, я понял, что дорога туда и обратно бесконечна и тягостна. Надо перебираться поближе к работе. Сейчас из моих окон виден Кремль, а с двух балконов можно смотреть московские салюты.

Авария на Черкизовской

— Были ли какие-то приключения на Преображенке?

— Был один удивительный случай. В конце 1990-х и начале 2000-х я подрабатывал, преподавая актерское мастерство детям. В одной из групп был очень старательный мальчик, не лишенный актерских способностей. Но у него была проблема – заикание. Я решил ему помочь. Написал его маме, какие надо делать упражнения.

Однажды эта мама подходит ко мне и протягивает визитку. Говорит: «Это — моего мужа, возьмите, наверное, вам понадобится». Я говорю: «Я вашему сыну не ради визитки помогаю» — и выбросил потом визитку. Месяц, два проходят – она опять визитку мне дает, говорит: «Это просто наша вам благодарность». Смотрю, написано — «ГАИ». Из вежливости положил в карман, а потом все равно выбросил. У меня есть серьезные друзья, но обращаться к ним по пустячному делу, просить о чем-то мне неудобно. После этого прошло уже много времени. Однажды еду после съемок по набережной, пытаюсь повернуть на Большую Черкизовскую. И вдруг – удар по машине. Выбегают люди: «Ты нас ударил!» А у них даже вмятина с другой стороны автомобиля — не там, где мы могли столкнуться. Они кричат: «Давай отъедем, мы людям мешаем»! Я только что купил первую машину и был абсолютно наивен. Отъехал, и понял, что уже ничего не докажешь – и ГАИ вызвать нельзя, потому что я съехал с места. Они: «Плати 300 долларов!». Угрожают. Потом говорят: «Давай доедем до первого поста ДПС и все расскажем». Начинался дождь, темнело. Мы находим пост ДПС на пересечении МКАДа и Щелковского шоссе. Подходит гаишник в черном плаще. Они на бегу начинают ему что-то рассказывать. Он смотрит мои документы, говорит: «Пройдемте со мной, Эвклид». Мы отошли. Он говорит: «Вы понимаете, что вас подставили? Ситуация очень сложная и доказать здесь ничего невозможно». А потом начинаются чудеса: мы возвращаемся, подходим к этим людям, и он вдруг говорит: «Так, я даю вам три минуты. Если не исчезнете отсюда, обещаю вам громкое дело». Я – в шоке: «За что вы мне помогли?» Он: «А я папа мальчика, в которого вы столько вложили. Он не заикается». Я понял тогда, что все в жизни закольцовано»…

— Он сразу узнал вас?

 — Тогда уже вышли фильмы «Спецназ» и «Мужская работа», где я играл.

Только новости и научные передачи

— Эвклид, что вы смотрите по телевизору? Есть ли какие-то сериалы или фильмы, которые вас потрясли?

— Крамольную вещь вам скажу: ничего не могу смотреть по ТВ, кроме новостей и канала Дискавери…

— И никогда не смотрели?

 — Раньше смотрел все подряд — удачное, неудачное. Хотел знать, какие режиссеры и актеры появляются, видеть успехи коллег, свои фильмы смотрел, чтобы понять, какие делаю ошибки. А теперь даже собственные работы смотрю не в день премьеры. Например, картину «Срочно выйти замуж» в этот Новый год не смог увидеть, потому что в тот день играл антрепризный спектакль. Вообще из режиссеров я люблю Ларса фон Триера, Альмодовара.

Загримировали под императора

— Бывали случаи, когда вы отказывались от роли?

— Это очень опасно: один раз откажешься, и решат, что ты зазнался, вообще перестанут звать. Однажды я должен был сниматься у азербайджанских кинематографистов. Они предложили главную роль – 25 съемочных дней. И вдруг я узнал, что в фильме есть роль Наполеона и играть надо на французском языке! Я хорошо его знаю, и это была мечта – сыграть Наполеона. Я так загорелся! Говорю: «А давайте сделаем грим, костюм и попробуем?» Они: «Ты что, это же почти эпизод – совершенно другие деньги!» Но мне очень хотелось. Мы сделали грим, и все получилось. А от главной роли отказался.

— А деньги вообще не влияют на ваши решения?

 — Влияют, когда они серьезные.

Стихи с оркестром

— Как вы отдыхаете?

— Мой отдых – это общение с друзьями. Если я иду с театр смотреть какой-нибудь спектакль, то это уже работа души для меня.

— Сейчас модно среди актёров читать стихи в сопровождении симфонического оркестра. Вы тоже этого не избежали?

— Я очень люблю стихи. Читаю Некрасова, Гумилева, Роберта Рождественского с оркестром ВГТРК и другими в разных городах мира. Никогда не думал, что буду это делать.

Categories: Интервью
Анна Журавлёва :