«Наши ниндзи в тылу врага»
Глухой полководец
За 3 года до начала войны Александра Бессараба признали негодным к военной службе и отчислили из артиллерийского училища по состоянию здоровья.
— «Списали» из-за кобылы, которая со всей дури лягнула меня в ухо, — говорит Александр Никитович. – Я почти оглох. Пришлось устроиться школьным учителем немецкого, так как знал язык в совершенстве. А как объявили войну, в тот же день ушел добровольцем на фронт. В октябре 41-го нашу наспех сформированную бригаду бросили в самое пекло — под Наро-Фоминск.
За первый же свой бой «глухой солдат» Александр Бессараб получил орден Красного Знамени. Случилось это под Кубинкой.
Идем в штыковую
В горячке боя часть его батальона прорвала немецкий фланг и ушла вперед. По утру выяснилось, что прорвавшиеся 55 бойцов оказалась в тылу у немцев.
— Смотрю, а в ста метрах от нас немецкие окопы, — вспоминает Бессараб. – Фрицы возятся у станковых пулеметов, а дальше четыре орудия на позиции готовятся к атаке. Нашего командира убило. Я взял командование на себя.
За доли секунды у Бессараба в голове пронеслась шальная идея – захватить немецкие пулеметы у атаковать гитлеровцев с тыла.
— Мы тайком подошли к опушке сосняка, — говорит ветеран. – Как ниньдзи без единого выстрела «сняли» пулеметчиков и развернули 3 немецких пулемета прямо немцам в тыл. Открыли огонь.
Бой длился всего 15 минут. Застигнутые врасплох немцы умирали, так и не поняв, почему по ним палят из своих же окопов. Бойцы, под командованием рядового Бессараба уничтожили все огневые расчеты артиллерийской батареи, а затем с криками «Ура» бросились в рукопашную.
— Гитлеровцы, зажатые нами с трех сторон, метались по полю в ужасе, — вспоминает Александр Бессараб. – Помню, как на меня бежал с автоматом огромный рыжий детина.
Глаза навыкат, страшные. А у меня лишь пистолет «ТТ» без патронов. И вот он уже совсем рядом. Замечаю только блеск штыка у его бока, и он падает на меня, пронзенный штыком моего товарища.
За этот бой Бессараб получил не только орден, но и офицерские погоны.
Нас расписали у Рейхстага
На фронте Александр Никитович встретил свою будущую жену – Любовь Васильевну.
Они познакомились случайно, на передовой, во время бомбежки. Юный командир укрыл сестру медсанбата от шальных осколков. Она тогда сразу же сказала ему, если выживем – буду твоей женой.
Невероятно, но за 5 лет войны «глухой» солдат Александр Бессараб дослужился от рядового до майора, командира артполка. Именно солдаты его батареи 21 апреля 1945 года дали первые залпы по Берлину, первыми били прямой наводкой по Рейхстагу.
— Самый яркий момент войны случился 8 мая у Рейхстага, — говорит ветеран. – Когда объявили о капитуляции, меня тут же подхватила сотня солдатских рук. Меня раскачивали и подбрасывали вверх, а когда угомонились и опустили на землю, то рядом стояла моя Любовь. Нас поженили здесь же, у поверженного Рейхстага. Командир дивизии издал приказ о том, что мы теперь законные супруги.
Они прожили вместе целую жизнь. У них родились две дочки, а теперь и внуки.
Всю войну Александр Бессараб вел фронтовой блокнот, куда записывал все яркие эпизоды фронтовой жизни. После войны его рукописи превратились в книги. Всего за свою жизнь он написал и издал 14 книг. А его книга «В прицеле — танки» была переведена на немецкий и в послевоенной Германии стала настоящим бестселлером. А ее автор — майор Бессараб получил звание — Почетный гражданин города Бернбурга.