На встрече со зрителями во Дворце на Яузе Галина Волчек рассказала, как она стала художественным руководителем театра «Современник». Приказ об этом был подписан 45 лет назад, летом 1972 года.
«Чужого человека мы не примем»
Хорошо известно, что Галина Волчек не любит юбилеев и праздников. Даже на свой день рождения — 19 декабря — всегда старается уехать из Москвы, чтобы не получать поздравлений и подарков. Так что 45-летняя годовщина режиссёрской деятельности стала исключением из правил.
— Я об этой дате, конечно, не помнила, у меня с цифрами вообще плохо, я и в школе по математике плохо училась, — рассказала Галина Борисовна. — Часто задают вопрос: в каком году я поставила тот или этот спектакль. Но у меня счёт идёт иначе: это было до рождения сына или после, до моей первой поездки в Америку — или после неё. Насчёт нынешнего 45-летия мне пришло СМС с поздравлениями. Спросила в администрации театра, мне подтвердили, да, в 1972 году в этот день проходило собрание, на котором был зачитан приказ о моём назначении главным режиссёром.
Но до этого было ещё несколько собраний — их помнят актёры старшего поколения, на которых Волчек отказывалась от должности, говорила, что не может, не хочет, это невозможно.
— Но мне сказали: «Ты должна, чужого человека мы не примем».
Писала заявления об уходе
За годы руководства театром она не раз писала заявления об уходе.
— Первый раз — в конце 70-х, когда одна глубоко мною любимая актриса — мы вместе начинали — сказала по поводу какой-то нашей ошибки: «Ну, вот до чего ты довела театр».
Я пришла домой, написала заявление и позвонила Раисе Викторовне, нашему бессменному администратору: «Рая, скажи завтра всем, что я не приду, я ухожу». В 12 часов собрался художественный совет, меня вызвали и сказали «Галя, ты не имеешь права это делать». Если только вспоминать, сколько я слёз пролила, сколько обид от своих любимейших артистов, сжав кулаки, вытерпела. Я не скрываю, как люблю и ценю Гафта, горжусь им — и как актёром, и как личностью. Но когда я ему сейчас говорю «Валя, вспомни, что ты мне орал, когда я репетировала с вами «Плаху», он совершенно искренне говорит: «Нет, этого не было, ты придумываешь». Как не было? У меня даже фотография есть: я сижу в зрительном зале, положила голову на спинку кресла впереди — и рыдаю. Это я сделала перерыв в репетиции, сказала «Отдохните минут десять», поплакала, потом говорю себе «Я должна продолжать» и вслух — «Все на сцену!»
Комиссия ЦК просила играть «потише»
45 лет — стаж Галины Волчек как художественного руководителя, а всего в «Современнике» она больше 60 лет — создавала театр вместе с другими молодыми актёрами — выпускниками Школы-студии МХАТ. За пятнадцать лет — с 1956 до 1972 год она сыграла почти в двадцати спектаклях — Нюрка в «Вечно живых», Зоя в «Пяти вечерах», Мисс Амелия Ивенс в «Балладе о невесёлом кабачке», Мать сразу в нескольких спектаклях — «Взломщики тишины», «Третье желание», «Назначение», «С любимыми не расставайтесь».
В 1963 году «Современник» поставил спектакль «Без креста!» по повести «Чудотворная» Владимира Тендрякова. Галина Волчек сыграла в нём 80-летнюю хитрую и властную Грачиху, внук которой нашёл чудотворную икону.
— Я старалась достоверно сыграть старуху, отрабатывала всю пластику, как у меня руки должны трястись, а актриса Елена Милиотти играла школьника Родьку, моего внука, которого я заставляю молиться, грожу ему божьими карами и довожу до самоубийства. — Режиссёр Питер Брук, которого пригласили на этот спектакль, потребовал, чтобы его провели за кулисы — не верил, что мальчик — это женщина, а 80-летней старухе 29 лет.
В постановке увидели религиозную пропаганду.
— Нас вызывали на идеологическую комиссию при ЦК КПСС. Я была не партийная, но играла главную роль и была режиссёром, помощницей Ефремова на этом спектакле. Положительным персонажем была учительница, но положительные герои часто проигрывают отрицательным. Так вот, Ильичёв, который тогда возглавлял идеологическую комиссию, выговаривал Екатерине Александровне Фурцевой и Ефремову за то, что такой спектакль вообще мог появиться на сцене, а меня посадил рядом и начал убеждать: а вы не можете, как бы это объяснить, немного потише играть, чтобы учительница, наоборот, была бы повесомее.
Штатное расписание
В 60-е годы Волчек поставила на сцене «Современника» «Двое на качелях», «Обыкновенную историю», «На дне», «Принцессу и дровосека», другие спектакли, которые помнятся до сих пор. Как режиссёр она была занята всё больше, как актриса — всё меньше.
— Однажды Ефремов вызвал меня и говорит: «Галь, надо штатное расписание привести в нормальный вид. Ты ведь не играешь уже сколько времени, только маленькие роли, а в основном занимаешься режиссурой. Мы должны перевести тебя в режиссёры». Я разрыдалась: я больше не буду артисткой? Он говорит «Да нет, будешь, но по штатному расписанию ты уже режиссёр». Оказалось, что не только по штатному расписанию.
Многие помнят и кинороли Галины Волчек — небольшие, но яркие: Мариторнес в «Дон Кихоте», переводчица в «Осеннем марафоне», морская ведьма в «Русалочке», Волчица в «Про Красную шапочку». Но потом в кино сниматься она отказалась.
— Потому что это надо было пережить все мои унижения. Куда бы я ни выходила, это ощущалось, особенно на рынке: иду с пучком петрушки и все — и кто продает, и кто покупает — орут друг другу: «Ой, смори, она ж не такая страшная».
Галина Волчек считает, что по-настоящему в кино она ничего серьёзного не сыграла — кроме Реганы в фильме «Король Лир» Григория Козинцева.
Осторожнее с бровями
Хорошо выглядеть — для артиста это профессиональное требование. Но тут тоже главное — не переборщить.
— Иногда я вижу взрослых людей, которые стали пожилыми на моей памяти — они ничуть не подурнели, хотя, конечно, приобрели новые черты, — рассказала Галина Волчек. — Меньше всего меня радует, когда я вижу какую-нибудь бывшую красавицу, которая вся перерезана. Я очень уважаю женщин, которые за собой следят, у них есть время ходить, делать уколы красоты. Но когда они появляются все перекошенные или у всех такие вот накаченные губы… Я вообще к такой массовой истерической моде отношусь не очень хорошо, даже плохо. Сейчас все ходят — брови впереди человека, причём, чем чернее, тем лучше. Зачем? Я не вижу их глаз. Когда нас учили великие мхатовские гримёры, они говорили: осторожно с бровями. Брови — это такой коварный на лице знак, они могут затмить вам глаза.
Отравилась кино в детстве
Профессию Галина Волчек унаследовала от отца. Борис Волчек, известный кинорежиссёр, сценарист и оператор, снял фильмы, ставшие классикой советского кинематографа — «Пышка», «Ленин в Октябре»», «Мечта», «Белый клык», «Убийство на улице Данте», «Командир счастливой «Щуки».
— Конечно, я не могла не впитать ту среду, в которой я росла. В Алма-Ате, куда «Мосфильм» выехал во время эвакуации, мы жили дверь в дверь с такими людьми как Михаил Ромм, Юлий Райзман, Александр Птушко, Иван Пырьев, Сергей Эйзенштейн. Для меня самым главным был Михаил Ильич Ромм. Когда говорили, что режиссёр номер один — это Эйзенштейн, я обижалась и из ревности, когда все семьями, с детьми, ходили друг другу в гости, даже не садилась к нему на колени, смотрела со стороны, как он рисовал какие-то картинки.
Два дома, где жили кинематографисты, стояли рядом. Дом, где жили Эйзенштейн, Ладынина, Целиковская, Пырьев, Жаров, Чирков, называли лауреатским. Гуляем мы с девчонками во дворе, вдруг кричат: «Галя, пошли, там тетя Люся Целиковская в гробу лежит». Это Эйзенштейн снимал «Ивана Грозного». А я в ответ: «Ни за что, я буду с дядей Колей Крючковым кататься на танке вокруг студии» — он тогда снимался в какой-то картине о войне.
Когда появились трофейные фильмы, родители брали нас с собой в кинозал — оставить было не с кем. Нам было неинтересно, мы валялись перед экраном, играли, но нет-нет и взглянешь на экран. Я совершенно не кино-человек, отравилась кино в детстве.
Когда «Современник» вернётся домой?
Второй сезон «Современник» играет спектакли на сцене Дворца на Яузе. В основном здании на Чистых прудах идёт капитальный ремонт. Естественно, возникает вопрос: когда театр вернётся домой?
— Сложный вопрос, конкретных сроков пока нет, — отвечает Галина Волчек. — Все горят желанием сделать это как можно быстрее, но не всё получается.
По словам художественного руководителя «Современника», много трудностей в организационном плане: все надо согласовать, провести тендер, доставить материалы.
— Мы очень благодарны, что руководство города понимает, что нельзя просто закрыть здание на Чистых прудах и устроить разъездной театр: сегодня играем в одном театре, завтра — в другом, послезавтра в третьем. А мы ведь были и в таком положении. Я умоляла: «Придумайте что-то, ведь при всей любви к «Современнику» актёры могут разбежаться, театру нужна постоянная прописка, пусть она даже будет временной.