Бывший игрок московского «Спартака» родился в Восточном округе
Геннадий Морозов — бывший игрок московского «Спартака». В 1980-х годах считался одним из самых жестких и неуступчивых защитников отечественного футбола. Знаменитый тренер Константин Бесков когда-то сказал про него: «Если Гена в кого вцепится, то уже не отпустит». Родился Морозов в Восточном округе, долгое время жил в Преображенском районе.
Всегда хотел быть защитником
— Я коренной москвич. Мой дом находился на Открытом шоссе. С родными и друзьями я часто гулял в парке «Лосиный Остров». Когда стал заниматься спортом, то бегал там, ходил на лыжах. Другой любимый парк — это, конечно, «Сокольники».
— Как вы относитесь к изменениям в районе и в городе в целом?
— Положительно. В том же парке «Сокольники» отличный каток зимой делают. И вообще с катками сейчас проблем нет. А мы раньше, помню, сами заливали площадку во дворе.
— Вы ведь всерьез хотели заняться хоккеем?
— Да. Я сначала ходил на спортивную гимнастику, потом увлекся хоккеем, просто бредил им. Но друзья уговорили записаться на футбол. В моей семье все болели за «Спартак», поэтому я поехал в Сокольники, на Ширяево поле. Мне было тогда 10 лет.
— Почему вы стали именно защитником? Для этого амплуа у вас не очень высокий рост — 1 метр 77 сантиметров.
— Я почему-то всегда хотел быть защитником. Знаете, у нас в детской команде был вратарь, который каждый раз, когда пропускал гол, чуть ли не плакал. Может, это повлияло — мне не хотелось, чтобы он расстраивался.
Подвела самоуверенность
— За сборную СССР вы сыграли 10 матчей. В частности, участвовали в чемпионате мира 1986 года. Правда, что в Мексике тогда стояла страшная жара?
— Страшной была скорее не жара, а среднегорье. В таких условиях остро ощущается нехватка кислорода. Вдобавок разряженный воздух влиял на полет мяча — он летел быстрее, чем на равнине. Кстати, поэтому на том чемпионате было забито так много голов с дальней дистанции.
— Как переносили такие климатические условия?
— Врачи советовали пить больше воды. После игр проводились активные восстановительные процедуры. Ещё игрокам не советовали долго находиться под прямыми лучами солнца. Адаптировались мы быстро. Думаю, во многом благодаря тому, что в чемпионате СССР часто играли в южных городах — Ташкенте, Баку, Тбилиси, Ереване.
— Выступление советской сборной запомнилось обидным поражением от бельгийцев в плей-офф…
— Этого никто не ожидал. Мы считались на том турнире одной из лучших команд, многие предрекали нам выход в финал. Перед матчем со сборной Бельгии мы уже прикидывали, на кого выйдем в следующем этапе. Самоуверенность подвела.
На коньки уже не встану
— В 1989 году вы стали чемпионом СССР. Но через год, в 27 лет, завершили карьеру. Почему так рано?
— Травма ноги замучила. Я почти весь второй круг чемпионата 1990 года на уколах провел. После матча неделю не мог на ногу наступить нормально. В 1991-м мне сделали операцию в Германии. Но старые болячки до сих пор дают о себе знать. Я, например, люблю гулять за городом, на свежем воздухе, и мне хочется встать на лыжи, коньки. А здоровье не позволяет.
— Вы были руководителем футбольной академии «Спартака», сейчас активно занимаетесь продвижением футбола в столичных школах. Для чего взялись за это дело?
— Сами видите, как мало сегодня у нас талантливых футболистов. И это связано именно с детской подготовкой. Дело даже не в футболе, а в неважном физическом состоянии нынешних детей. Многие часами сидят за компьютерами, на улице не гуляют, не бегают. Надо это исправлять.
Мы уже открыли 5 футбольных академий в школах разных районов Москвы. Даже если дети не станут профессиональными футболистами, они полюбят спорт. Мой сын, например, одно время занимался футболом, но не сложилось, сейчас в банке работает. При этом до сих пор любит на досуге играть в футбол.
Справка
Геннадий Морозов родился 30 декабря 1962 года в Москве. Защитник. Мастер спорта СССР. Воспитанник СДЮШОР «Спартак». Выступал в командах «Спартак» Москва (1980-1986, 1989-1990) и «Динамо» Москва (1987-1988). Чемпион СССР 1989 г. За сборную СССР сыграл в 10 матчах. Участник чемпионата мира 1986 г.