X

Хобби: Историк моды из Богородского собрала 150 старинных платьев

Жительница Бойцовой улицы рассказала «Восточному округу» о своем увлечении

Историк моды из района Богородское Ася Аладжалова коллекционирует винтажную одежду. Филолог по образованию, Ася в 2006 году познакомилась с книгами Александра Васильева и увлеклась историей моды. Первое платье конца 1920-хгодов она купила на интернет-аукционе у женщины, которая коллекционировала пуговицы. Оно по-своему оригинальное – льняное с пуговицами из смолы.

Комбинезоны и довоенные платья

Второе платье она приобрела на Измайловском блошином рынке. Оно удивительной красоты – зеленый шелк с вышивкой стеклярусом. В 1930-е годы оно было пошито для сотрудницы Автоэкспорта и надевалось, скорее всего, на торжественные официальные встречи.

— На ткани выделяется одна желтая бусина. Так вышивальщицы подписывали свои работы, — рассказала Ася Аладжалова.

Постепенно ее коллекция разрасталась и сейчас насчитывает более 150 вещей от 1920-х до 1970-х годов. В собрании девушки есть редкие платья с 1918 по 1941 годы. Самые дорогие стоили около 80 – 100 долларов.

— На зарубежных интернет-аукционах чуть ли не самыми ценными считаются дамские комбинезоны военного времени. Они появились в 1939 году в связи с угрозой воздушных налетов и занашивались до дыр, — поделилась она.

Винтажная коллекция/ Катрин Наумова

От «мини» до «макси»

Недавно Ася получила второе высшее образование по специальности «арт-стилист». Сейчас она работает менеджером в историческом проекте.

— В 1920-е годы в Европе женщины стали независимее и возникла мода на короткие стрижки и платья до колен. В 30-е годы одежда стала женственней, платья удлинились. В военные годы расходы на ткань снизились. Максимальная допустимая ширина юбки была 142 см – вне зависимости от объемов владелицы. И только дамы в положении могли достать больше ткани – до 213 см. Из-за нехватки чулок женщины покрывали ноги специальной краской и рисовали шов, — говорит Ася.

В 1947 году Кристиан Диор предлагает вернуться к былой роскоши 1910-х годов. Он вводит в моду украшения, пышные юбки и корсеты. В 60-х уже появляется Твигги – образ худой, высокой и юной девушки. В 70-х становится популярна мода — макси и этнический стиль, в 80-х – деловой.

— В послевоенные годы Диоровский Нью Лук до СССР не дошел – зато в годы «оттепели» наши модницы наконец-то дорвались сразу до всех трендов и наверстали упущенное. Но шили либо сами, либо у частных портних: легкая промышленность догнала западную моду только ближе к 1970-м годам. До этого купить модные вещи у нас было негде. На фабриках шили только вещи первой необходимости – белье, универсальные платья. Женщины одевались у модисток. Пока в 60-х годы не пришла синтетика – а вместе с ней и новые силуэты, и новые технологии пошива (старые швейные машины «не брали» новые ткани, и для работы требовались синтетические же нитки), ручной труд был дешевле тканей, — рассказывает историк моды.

Для прохладной погоды/Фото Елена Чеберда

Небрежно сбросить манто

Коллекцию Аси можно увидеть на дефиле и лекциях созданного ею театра исторического костюма «Ретрообраз». Так, она принимала участие в выставках Музея Моды и Музея парка «Сокольники».

— Подобрать манекенщиц для старинных платьев очень сложно. Одежда шилась на девушек ростом не более 165 сантиметров. Расстояние от линии груди до линии бедер у них было короче, — пояснила Ася.

По ее словам, в 1900-1910-е годы дефиле проходили в бутиках модных домов. Манекенщицы тогда надевали под одежду черные трико. В 10-е годы британская модистка Люсиль впервые стала выпускать на подиум моделей с голыми руками.

— До 1950-х годов утром проходили показы для байеров – доверенных лиц американских универмагов. В перерыве самые популярные манекенщицы получали ангажементы от фотографов, например, сняться на обложку «Vogue». Часа в три проходили показы для богатых клиентов. У постоянных клиенток были «свои» манекенщицы – то есть дом моды нанимал женщин с фигурой, идентичной фигуре клиентки. Таким образом, все долгие и сложные примерки проходили на дублёрше – а клиентка приезжала только на самую последнюю из них, — рассказала коллекционер.

Задача манекенщицы состояла в том, чтобы продать как можно больше своих моделей платьев. В показ одежды они вкладывали все артистические способности. Так, чтобы выгоднее подать не очень дорогое платье, модель небрежно сбрасывала на подиуме манто из соболя, намекая тем самым, что с виду простой наряд в данном случае выигрышней, чем дорогой мех.

Анна Журавлёва :