Победитель «Голоса» рассказал, как относится к плотному гастрольному графику
Иеромонах Фотий, в миру Виталий Мочалов, не был уверен, что получит разрешение от церковного начальства на участие в телешоу «Голос», поэтому, после того как прошёл слепые прослушивания, на дальнейшие испытания не явился. И только на следующий год, когда он снова победил на слепых прослушиваниях, руководство Первого канала обратилось к митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту с просьбой разрешить иеромонаху стать участником музыкального проекта. Разрешение было получено. И отец Фотий не только достойно выступил, но и в команде наставника Григория Лепса стал победителем шоу. Сейчас он совмещает служение Богу и концертную деятельность — по разрешению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Заработанные деньги жертвует на восстановление российских храмов. Иеромонах Фотий рассказал нашему корреспонденту о том, что сейчас происходит в его творческой жизни и какие у него ближайшие планы.
О талантах и шедеврах
— Что вы сами слушаете, когда есть свободное время и желание?
— Я слушаю тех исполнителей, которые могут быть для меня примером. То, что может дать развитие в плане профессионализма. Я сам музыкант и сам сочиняю. Иногда встречаю музыку, которая для меня — открытие, что-то уникальное, шедевр. Такие вещи очень хорошо воспринимаю и иногда даже беру в свой репертуар.
— Но такое, наверное, бывает нечасто?
— Увы… Сейчас вся коммерческая музыка построена, грубо говоря, на трёх аккордах. И многие продюсеры, композиторы подходят к музыке с маркетинговой точки зрения: как добиться, чтобы песня звучала по всем каналам, какие мелодии будут легко восприниматься, какие музыкальные фразы можно сразу же «вдолбить» в мозг человека, чтобы песня у него в голове зазвучала, даже когда она не звучит на радио? То есть такие психологические манипуляции в музыке… Это, мне кажется, неправильный путь. Но в любом случае ты всё-таки прикидываешь: какой эффект должна в сердце слушателя произвести песня, которую ты собираешься исполнить.
— И какой эффект вам хотелось бы получить от своих песен?
— Она должна тронуть человека своим смыслом, своей уникальной мелодией. И открыть его сердце добру.
— А плохой человек может написать хорошую музыку?
— Может, конечно! (Смеётся.) Это совсем не зависит от того, хороший человек или нет. Просто если у него есть талант — это главное, — то он его может пустить в правильное русло и написать под вдохновением какую-то хорошую песню. В то же время любой человек, наделённый талантом, может быть и меркантильным, и непорядочным. Но всё же я думаю, что музыканты — люди творческие, а творчество всё-таки базируется на каком-то нравственном законе.
После «Голоса» открылась вся Россия
— Как изменилась ваша жизнь после победы в шоу Первого канала «Голос»?
— В первую очередь это коснулось концертной деятельности. Я и до этого выступал перед публикой, но именно после «Голоса» открылась дорога практически во все города России. И не только России.
— Где вас можно будет увидеть на концертах?
— В начале лета я буду в Краснодаре и в Ставрополе, потом до августа у меня перерыв, а с осени будет новый график.
— Устаёте? Обычно много гастролирующие артисты жалуются, что жить им приходится в поездах и самолётах — не высыпаются, мало отдыхают…
— Я не жалуюсь, нет. Я человек-романтик: люблю самолёты, поезда, путешествия… По первому времени было достаточно непросто всё это — когда каждый день концерты. Конечно, утомлялся… А потом втянулся, привык, таким образом и стала жизнь моя протекать.
На кого держать равнение
— Что вас вдохновляет? Где ваш источник вдохновения?
— Мой источник вдохновения — это хорошие музыканты, которые покоряют каждый свой Эверест.
— Можете назвать имена этих музыкантов?
— Это состоявшиеся хорошие артисты — такие, как Григорий Лепс, Константин и Валерий Меладзе, Игорь Крутой, многие наши светские композиторы. А из церковной среды это Владыка Иларион Алфеев, который написал ораторию «Страсти по Матфею», она сейчас исполняется в Москве в концертном зале «Крокус Сити Холл». И я тоже принимал в ней участие, вживую услышал этот оркестр и этот хор грандиознейший. Когда ты становишься участником такого события, у тебя появляется желание создать что-то похожее.