Отец олимпийской чемпионки Алии Мустафиной побеседовал с корреспондентом «ВО»
В Восточном округе, в Российском государственно университете физической культуры учится Алия Мустафина, завоевавшая «золото», «серебро» и «бронзу» на Олимпиаде в Рио. В день, когда гимнастка получила очередную медаль, корреспондент «ВО» связался с отцом Алии, Фархатом Мустафиным – поздравить и расспросить о трудовых буднях чемпионки.
Выигрывает только тот, кто борется
— Фархат, вы держали связь с дочерью во время Олимпиады?
— Конечно. Как мог, подбадривал – особенно в процессе тренировок в Москве. Сами понимаете, любое слово должно быть сказано вовремя, чтобы настроение поднималось, и вера в возможности не угасала. Главное – чтобы сомнений не было.
— Вы – профессиональный спортсмен — бронзовый призёр Олимпийских игр 1976 года в Монреале по греко-римской борьбе, тренер в спортивной школе ЦСКА. Какой основной совет дали дочери накануне соревнований?
— Совет тут может быть только один. Бороться до конца. Все всё могут, но выигрывает только тот, кто борется, невзирая ни на что.
— Как готовитесь к встрече вашей чемпионки?
— А как можно детей из командировки встречать? (смеется) Когда она вернется, мы будем за 700 верст от Москвы. Дочку встретят друзья, а через пару дней она приедет к нам.
Учиться в РГУФКе очень нравится
— Алия совмещает занятия спортом с учебой в институте. Легко справляется?
— По мере возможностей. В этом институте прекрасно отлажена система обучения для членов Сборной, которые проходят подготовку к соревнованиям. Студентам задания дают, и они их выполняют. Алия когда приезжает, всегда что-то пересдает или досдает. Говорили с ней недавно, и она мне так и сказала: «Пап, приеду, надо будет мне еще досдать кое-что в институте». Так мысли об учебе присутствуют даже во время Олимпиады.
— Нравится ей учиться?
— Да, очень. Учится дочь с удовольствием. Учеба ведь – это познание чего-то нового. А она у меня человек любознательный.
Вредно количество, а не сама еда
— У вас есть любимые места в Москве, где вы бываете всей семьей?
— Мы очень любим Парк культуры имени Горького. Я с детства туда на каток ходил – он у нас совсем рядом. А девочки любят ездить еще и на ВДНХ – тоже катаются там на коньках.
— Расскажите о семейных кулинарных традициях? Всегда считала, что у спортсменов – строгая диета, это так?
— Единой диеты у спортсменов не существует — каждый за своим весом следит самостоятельно. А еще есть важное правило: вредно количество, а не сама еда. Жена моя прекрасно готовит, и одно из лучших ее блюд — это беляши. Когда Алия приезжает, с удовольствием пару штук сразу съедает.
Ни дня без спорта
— В какой момент вы поняли, — что растите будущую чемпионку?
— Наверное, в тот момент, когда увидел ее на первых соревнованиях. Это были простенькие детские соревнования для новичков секции гимнастики. Ей было лет шесть. Упражнения были несложные: кувырки, определенные позиции… Глядя на нее – на движения и поворот головы, я понял, насколько разительно она отличается от сверстников. А потом ее заметил тренер. Тогда и пошли настоящие результаты. Уже лет в восемь Алия выступала на первенстве Москвы. С тех пор ее уже не отпускали из спорта – видели ее потенциал.
— А бывало, что у нее возникало желание прекратить заниматься?
— Конечно, за эти годы в профессиональном спорте иногда случалась хандра и сомнения. Помню, когда ей лет 13 было, и ее тренер уехала в Америку, она осталась без присмотра и хотела все бросить. Спустя несколько лет бывало, что со сборов уезжала… Придет домой, посидит пару дней, и, как ни в чем ни бывало, возвращается – не может без спорта. Хорошо, что тренеры всегда относились с пониманием.
— Как оцениваете ее выступление?
— Подготовка к Олимпиаде была тяжелая — Алия тренировалась четыре года по 7-8 часов в день. И ее выступление — это то, чего мы ждали. Даже больше.