X

Исаак Калина: «Качественное образование в Москве доступно каждому ребёнку»

Руководитель Департамента образования города Москвы ответил на вопросы «ВО»

До начала нового учебного года остались считанные дни. Московские школы готовятся принять тысячи первоклассников. Почему столичное образование считается одним из лучших в мире, как в городе учат детей, помогают им добиваться успехов и заявлять о себе на всероссийском и международном уровнях, рассказал министр Правительства Москвы, глава городского Департамента образования Исаак Калина.

Ключевые изменения в системе образования

— Готовы ли столичные школы к новому учебному году? Сколько детей придёт в 1-й класс?

— Столичные школы готовы к новому учебному году. В последние годы количество первоклассников растёт: в 2017/18 учебном году в школах, подведомственных Департаменту образования города Москвы, обучались 106 тысяч первоклассников. В новом учебном году мы ожидаем примерно 109 тысяч первоклассников.

— Изменилось ли качество московского образования в последние годы? Что на это повлияло?

— Качество московского образования значительно повысилось за последние годы. Показателями высокого уровня качества образования стали результаты независимых диагностик, олимпиад, государственной итоговой аттестации. По результатам международного исследования PISA, которое проводилось среди пятнадцатилетних обучающихся, по уровню читательской и математической грамотности система образования Москвы входит в шесть лучших образовательных систем мира. А международное исследование PIRLS показало, что уровень читательской грамотности московских четвероклассников — лучший в мире. Это результаты системы образования города, признанные независимыми международными экспертами.

Ключевые изменения в системе образования города начались с кардинального изменения системы финансирования. Теперь финансирование на каждого ученика идёт в одинаковом объёме, независимо от того, в какой именно школе он учится. То есть для города каждый ребёнок одинаково ценен. При этом финансирование обу­чения детей-инвалидов осуществляется в большем объёме, так как создать адекватные для них условия гораздо сложнее.

Благодаря выравниванию финансирования стал выравниваться и кадровый состав в школах, потому что зарплаты сильно не различаются. Есть, конечно, разница в суммах, но сказать, что в одних школах зарплаты сильно отличаются от зарплат в других, уже нельзя.

Также вслед за финансированием выравнивается и оснащение школ. Все школы, а не только «исключительные», смогли начать проводить хорошие, качественные ремонты, приобретать качественное оборудование. Не секрет, что раньше оснащение школы хорошими компьютерами зависело от того, смогли ли родители собрать на них средства, или нет.

Главный результат решения мэра, которое последовательно было реализовано в течение прошедших семи лет, — это то, что сегодня высокое качество образования перестало быть уникальным, а стало массовым.

Исаак Калина/пресс-служба Департамента образования

Регулярно готовим победителей международных олимпиад

— Благодаря чему московские школы занимают лидирующие позиции в международных исследованиях качества образования PIRLS, PISA и в исследовании, проведённом компанией Bain&Company? Как международные эксперты оценивают качество столичного образования?

— По результатам международных исследований, система образования Москвы входит в число передовых на глобальном уровне по трём ключевым показателям: средний уровень знаний, плотность результатов и достижения сильнейших учащихся.

Согласно данным международной консалтинговой компании Bain&Company, Москва, один из городов — лидеров по доступности качественного образования, занимает 5-е место среди 20 мегаполисов по интегральной оценке. При этом по доступности качественного школьного образования среди 20 мегаполисов Москва занимает 1-е место, 4-е место — по достижениям сильнейших учеников, 8-е место — по среднему уровню знаний школьников.

По достижениям сильнейших учащихся Москва находится на 4-м месте среди мегаполисов. Финансовая доступность московского образования особенно выделяется по сравнению с другими городами — лидерами по уровню знаний. Лишь несколько городов мира регулярно готовят победителей международных олимпиад, Москва входит в их число. По достижениям сильнейших учащихся Москва находится на 4-м месте среди мегаполисов после Сингапура, Сеула и Токио, но выше Пекина, Лондона, Гонконга, Парижа.

Триумфом стало выступление математиков

— Столичные школьники добиваются всё лучших результатов на Всероссийской и международных олимпиадах. Что позволяет им завоёвывать так много наград? По каким дисциплинам наши ребята добились наибольших успехов?

— На первый взгляд для достижения таких результатов можно было собрать потенциальных участников олимпиад в 10-15 школах и интенсивно заниматься с ними. А я напомню, что в этом году призёрами и победителями заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников стали 906 учащихся 227 московских школ, в 2010 году призёров и победителей было всего 278. А доля московских школьников среди всех победителей заключительного этапа составляет более 50%. Но так вряд ли удалось бы кратно увеличить количество дипломов. Поэтому мы по­шли по другому пути, развивая интерес к интеллектуальным состязаниям у всех московских детей.

До 2011 года во многих школах Москвы по многим предметам школьный этап олимпиады вообще не проводили. Мы собрали директоров и объяснили, что они обязаны проводить школьный уровень олимпиады по всем предметам. Если не получается сделать это в одиночку, например не оказалось учителей, способных проверить работы, можно сотрудничать с соседними школами. И в 2011 году школьный этап Всероссийской олимпиады прошёл по всей Москве.

А дальше дети и родители, учителя и директора почувствовали вкус победы. Как раз в это время начался процесс интеграции школ, и организовать школьный уровень стало легче. Заставлять детей участвовать в олимпиаде по всем предметам подряд не нужно и вредно — наш рейтинг школ учитывает победу ребёнка в олимпиаде не более чем по двум предметам, — но возможность должна была быть у каждого.

Цифровые технологии в школах/Агентство «Москва»

И сегодня мы гордимся не только количеством москвичей — победителей и призёров Всероссийской олимпиады, а ещё более тем, что их за три последних года подготовила 321 школа, то есть более половины школ города. И ещё гордимся тем, что в столице практически нет ни одной школы, в которой хотя бы один ученик не стал победителем или призёром городской олимпиады, то есть потенциальным членом сборной Москвы.

В июле и августе 2018 года прошли международные олимпиады по математике, биологии, химии, физике и географии.

Московские школьники в составе команд России успешно выступили на международных соревнованиях. По результатам пяти прошедших олимпиад москвичи завоевали 13 наград: 9 золотых и 4 серебряные медали, что составляет 59% от общего числа российских наград. При этом количество московских золотых медалей в российской сборной составило 9 из 14 наград, то есть 64% от общего числа золотых медалей.

Триумфом стало выступление математиков в этом году. После неудачного выступления прошлого года 2-е командное место российской сборной — это настоящий прорыв. И свой вклад в эту победу внесли учащиеся московских школ: у них на счету два золота. Была изменена система отбора ребят, в подготовке команды принимали участие различные организации, в том числе и московский Центр педагогического мастерства.

Успех столичных школьников на международных олимпиадах заключается в систематической работе с талантливыми и увлечёнными ребятами. В столице созданы все условия для развития таланта каждого школьника: доступны различные кружки и электронные ресурсы для подготовки, работают специализированные классы. А победы на международном уровне — это прекрасный стимул всем юным москвичам участвовать в интеллектуальных соревнованиях, пробовать свои силы и побеждать.

Впереди ещё три международных соревнования: по информатике, астрономии и астрофизике и естественно-научная олимпиада юниоров.

Новый выбор московских школьников

— Выросло ли в последнее время количество московских выпускников, поступающих на бюджетные места в вузы?

— За минувшие семь лет благодаря изменениям в системе образования города количество ребят, которые набирают на ЕГЭ 250 баллов — конкурентную цифру для поступления в ведущие вузы на хорошие специальности, в Москве выросло с 1,6 тысячи в 2010 году до 7,5 тысячи в 2017-м. Выросло и количество победителей олимпиад, имеющих право поступать на бюджетные места без экзаменов: с 278 в 2010 году до 906 в 2018-м.

Растёт доля поступивших на бюджетные места в ведущие инженерные, ведущие медицинские вузы. И это новый выбор московских школьников. Они уже понимают, что специальности «экономист», «юрист», «финансист» и «менеджер» дадут им в жизни меньше шансов на успешную самореализацию, чем специальности «инженер» или «медик». Например, в МФТИ с 7 до 25%, в 1-м меде — с 10 до 30%. То есть московские выпускники стали конкурентоспособны с сильнейшими выпускниками со всей России.

Качество столичного образования повышается/Агентство «Москва»

Предпрофессиональные классы

— Даёт ли свои плоды раннее профессиональное ориентирование, которое есть сейчас в московских школах?

— Раннийпредпрофиль — это уникальная возможность познакомиться с профессией. В Москве активно развивается проект, который называется «Предпрофессиональные классы». Речь идёт об инженерных, медицинских, кадетских и академических классах. Формально они начинаются с 10-го класса, но подготовка к ним ведётся ещё в средней школе в кружках и на дополнительных занятиях. Окончив 9-й класс, дети понимают, в каком направлении хотят двигаться дальше, и выбирают соответствующее направление. Только медицинских классов у нас создано под сотню, а инженерных — более ста.

Предпрофессиональные классы организуются только при наличии договора о совместной деятельности школы с профильным вузом и обязательно с профильным предприятием. Например, медицинские классы формируются при условии, что школа заключила договор с одной из московских клиник и 1-м медом; в проект планирует включиться и 2-й мед.

В результате развития предпрофессионального образования мы видим одно: ребята начинают понимать, что такое вообще профессия, какими могут быть эти профессии в будущем, — в основном ведь об этом речь.

На сегодняшний день я могу отметить два замечательных результата развития предпрофессионального образования.

Первый: дети, обучение которых в предуниверсариях, в предпрофессиональных классах подтвердило правильность их выбора, и дальше поступают в колледжи и вузы по выбранному пути и, я уверен, станут очень хорошими специалистами, потому что ещё в школе они сделали осознанный выбор.

А второй результат я считаю замечательным для общества. Те ребята, которые за два года обучения в предпрофессиональном классе поняли, что выбранное направление в жизни — допустим, «хочу быть врачом» — не для них. Когда она или он серьёзно позанимались в медицинском университете, побывали в медицинской клинике, посмотрели работу, окунулись в неё и сказали себе: «Нет, я врачом быть не хочу», — это огромная польза для всего общества. Ведь ошибка в выборе человеком своей специальности — это не только личная трагедия, это ещё и трагедия для общества.

Чем полезен рейтинг

— По каким показателям составляется рейтинг вклада московских школ в качественное образование московских школьников? Чем он полезен для самих учебных заведений и для родителей школьников? Будут ли в дальнейшем меняться критерии этого рейтинга?

— Рейтинг является одним из инструментов информирования обучающихся и их родителей, педагогического коллектива и директора о том, какие направления работы с детьми являются сейчас наиболее важными и востребованными для города. Каждый год каждая образовательная организация получает подробный расчёт своих рейтинговых баллов по всем показателям. Это позволяет оценить динамику и результативность работы школы за год, выявить сильные конкурентоспособные стороны, понять слабые.

Критерии рейтинга, с одной стороны, очень стабильны: например, результаты ЕГЭ, Всероссийской олимпиады школьников и Московской олимпиады учитываются уже восемь лет подряд. Однако рейтинг — гибкая, не застывшая система: каждый год экспертный совет ДОгМ (Департамент образования г. Москвы. — Прим. ред.) проводит рассмотрение поступающих заявок от родителей, обучающихся, организаторов мероприятий и просто неравнодушных граждан на расширение критериев рейтинга, и практически каждый год в рейтинг добавляется что-то новое. Например, в 2018 году в рейтинг был добавлен учёт результатов олимпиады «История и культура храмов столицы», а также мультипликативный коэффициент обеспечения доступности качественного массового образования.

Столичные школы готовы к новому учебному году/Агентство «Москва»

Солидные гранты

— Какие гранты предусмотрены для лучших московских школ и педагогов?

— В конце 2017 года мэром было принято решение об увеличении в два раза размеров грантов мэра Москвы лучшим школам. Гранты 1-й степени теперь составляют 30 миллионов руб­лей, они выплачиваются образовательным организациям на основе утверждённого в 2011 году рейтинга вклада школ в качественное образование. При этом учитывают развитие талантов максимального количества учеников, хорошее массовое образование, работу дошкольных групп, обучение детей-инвалидов, развитие массового любительского спорта и другие достижения школы.

Гранты мэра стали важным материальным поощрением коллективов педагогов школ. Список школ, получающих гранты, меняется каждый год, это не застывший перечень. Общее количество грантов не меняется — их по-прежнему 220.

За последние годы премии лучшим школам постоянно увеличивались. По сравнению с 2013 годом суммы в среднем поднялись в четыре раза. Тогда мэр Москвы ­Сергей Собянин говорил о том, что эти гранты должны присуждаться школам, которые показывают качественное массовое образование, а не эксклюзив, при этом развивают таланты максимального количества детей. Гранты должны тратиться в первую очередь на зарплату и поощрения педагогов.

О школе будущего

— Какой вы видите школу будущего и каким, по вашему мнению, должен быть учитель будущего?

— Для меня учитель — человек, у которого можно учиться профессионализму. Мне кажется, было бы очень интересно провести опрос «Кто такой учитель?». Думаю, 90% скажут, что учитель — это человек, который учит, и это очень плохая характеристика нашей школы всех времён. Ведь нормальный ответ: «Учитель — это человек, у которого учатся». Главное, чему мы учимся у наших учителей, — это отношения. Отношение к миру, к себе в этом мире, к людям, которые тебя окружают, к стране и городу, в которых ты живёшь, к задачам или проблемам, которые ставит перед тобой жизнь.

У учителя есть два вида свободы

— Как будет развиваться проект «Московская электронная школа»? Как МЭШ помогает учителям и ученикам?

— Наши коллеги из Департамента информационных технологий продолжают оснащение школ современным оборудованием. К концу 2018 года большинство школ Москвы получат его. Что касается контентного наполнения проекта, то, как и задумывалось, главными авторами контента МЭШ являются московские учителя. Это вполне естественно: вряд ли кто-то лучше опытного учителя знает, какие элементы нужны для урока, какой сценарий урока будет удобен, и самое главное, что нет никакого чиновника над ними, который бы решал: это хорошо, а это плохо. Да, при Московском методическом центре образования есть группа модераторов, в составе которой те же самые московские учителя, признанные сообществом, опытные, с высокими результатами учеников. Но они не решают, нужен материал учителям или нет. Их задача — не пропустить материал, который нарушает нормы системы образования. Всё остальное размещается в системе «Московской электронной школы», и дальше само учительство, коллеги автора решают, нужен им этот материал или нет. Они выражают своё отношение тем, что либо используют, либо не используют эти наработки. И система учитывает эту информацию. У учителя, таким образом, есть два вида свободы: во-первых, опуб­ликовать свой материал, во-вторых, выбрать, какими выложенными в МЭШ материалами пользоваться или вообще не пользоваться ими, а создать свои. Никакого единого, навязанного сверху контента в «Московской электронной школе» нет.

Доступность дополнительного образования

— Какие виды дополнительного образования существуют в Москве? Сколько детей сейчас занимается в бесплатных кружках и секциях?

— Дополнительное образование детей осуществляется во всех школах, колледжах и вузах системы Департамента образования города Москвы, одновременно с которыми работают крупные учреждения дополнительного образования, имеющие уникальную материально-техническую базу. Ребёнок может посещать кружки, организованные как в школе, в которой он получает основное образование, так и в иной образовательной организации. Таким образом, доступность дополнительного образования обеспечена жителям всех районов города Москвы.

Кроме того, московским детям предоставлена уникальная возможность получать дополнительное образование практически на всех объектах социокультурной и научной сферы города: в музеях, театрах, парках, дворцах культуры и спорта.

Всего в кружках, секциях, студиях дополнительного образования в системе образования города Москвы занимаются более 846 тысяч детей в возрасте от пяти до 18 лет.

Анна Журавлёва :