X

История ВАО: особняк купца Носова появился в Преображенском из-за семейных раздоров

Особняк Носова принято считать «жемчужиной деревянного модерна» / Фото: Александр Кочубей

Наследник Носова женился на Евфимии Рябушинской, семья которой имела дурную славу

Недалеко от метро Электрозаводская, в неприметном районе, куда обычно не заглядывает турист, разместился особняк Носова, который принято считать «жемчужиной деревянного модерна».

Мало кто знает, что этот дом был построен из-за того, что его хозяин, купец, владелец тонкосуконной фабрики Василий Дмитриевич Носов, не желал жить под одной крышей со своей невесткой. Об истории особняка рассказывает Ирина Стрельникова, экскурсовод и автор проекта «Совсем Другой Город».

Стали купцами из Ейска

— Купец Василий Дмитриевич Носов был старообрядцем и принадлежал к самому строгому и радикальному течению в старой вере — беспоповцам, — говорит Ирина. — Его мать, владевшая фабрикой суконных изделий, вместе с четырьмя сыновьями вступила в общину Преображенского кладбища, чтобы получить от настоятеля деньги для расширения производства.

Однако в купеческую гильдию по закону могли входить только православные, другим оставалось мещанство. А мещане несли рекрутскую повинность, платили подушную подать, подвергались телесным наказаниям…

— Носовы нашли выход: запросили гильдейское свидетельство в Ейске, где не было религиозных разграничений. Пол-Москвы было ейских купцов, — говорит Ирина Стрельникова.

Питерский Дон Корлеоне

У Василия Дмитриевича было шесть дочерей и один сын, огорчивший отца: наследник Носова женился на Евфимии Рябушинской, семья которой имела дурную славу. Её дед, хлебный магнат Овсянников, был «Доном Корлеоне» Петербурга, занимался тёмными делами и имел высокопоставленных покровителей. Его удалось посадить за поджог предприятия конкурентов, однако Овсянникова боялись даже в тюрьме.

— Охрана в тюрьме ему в пояс кланялась, называла по имени-отчеству, таскала ему еду из ресторана, а жил он в отдельной камере, отделанной и обставленной на манер дорогой гостиницы. Пытались с этим разобраться и перевести его в другую камеру — другая волшебным образом оказывалась отделана так же, — рассказывает экскурсовод.

Брат Рябушинской Павел был замешан в скандальных махинациях, устроив неслыханный по тем временам рейдерский захват Харьковского Земельного банка.

После слуха о том, что банк на грани разорения, его владелец бросился под поезд. Акции банка резко упали в цене, и их за бесценок скупил Рябушинский. Больше пяти голосов у одного владельца акций быть не могло. Тогда Рябушинский оформил акции на своих многочисленных родственников и выкупил два вагона в поезде для поездки на собрание акционеров в Харьков. Там кого-то подкупил, кого-то запугал, кого-то посадил — и заполучил банк.

Современные технологии

Купец Носов не хотел, чтобы девушка из такой семьи стала его невесткой. Сын не послушался. Тогда Носов в 1903 году заказал знаменитому архитектору Льву Кекушеву построить для себя на территории сада деревянную дачу.

Особняк возводили из дерева. Этот материал, по мнению Носова, ускорял строительство, лучше сохранял тепло и здоровый воздух. Купец оборудовал дом самыми современными на тот момент благами цивилизации: водяным отоплением, горячим и холодным водоснабжением. Дом строили в модном тогда стиле модерн. Носов подсмотрел в журнале образец американского коттеджа, но Кекушев все же создал оригинальный проект в своем стиле.

Из окон особняка открывался живописный вид на Яузу, и для Носовых стало сюрпризом, когда в 1915 году у них под боком началось строительство «средневекового дворца», Московского электролампового завода.

Интерьеры сохранились

Через три года Носовы эмигрировали. Их деревянную дачу национализировали, отдали сначала под детский сад, затем под общежитие, НИИ шерсти. Однако интерьеры начала XX века чудом сохранились до наших дней. Деревянная лестница, камины, мебель, люстры, напольная плитка — практически всё осталось без изменений.

Сейчас особняк — филиал Российской государственной библиотеки для молодёжи, где проходят кинопоказы, литературно-музыкальные вечера, концерты камерной музыки, художественные выставки и мастер-классы.

Евгения Саратовцева :