X

История ВАО: за три копейки от Вокзальной до Баронского проспекта

Современная инсталляция - отсылка к историческим реалиям района. Фото: ВО

В начале 20 –го века по дачному поселку Новогиреево ходил конный трамвай

В 2013 году во дворе Музея наивного искусства в Новогирееве (Союзный проспект, 15а) появился необычный арт-объект – стилизованный под вагон конного трамвая XIX века двухэтажный павильон, во главе которого установлены две стальные фигуры лошадей. Инсталляция вызывает любопытство прохожих: какая связь между конкой и наивным искусством? И только немногие старожилы района знают – связь самая прямая.

Выгодный проект

В начале 20-го века на месте сегодняшнего Новогиреева вырос первый в России организованный коттеджный поселок. Построил его внук помещиков Торлецких Александр Иванович, получив по завещанию бабушки Елены Григорьевны часть родового имения. Предприимчивый владелец задумал выгодное коммерческое предприятие — на своей земле он решил основать комфортабельный дачный городок, причем особняки для круглогодичного проживания продавались в рассрочку, а территория поселка была основательно благоустроена.

Планировка поселка была проста — тринадцать параллельных улиц пересекали три широких вымощенных проспекта, улицы освещались фонарями, а владельцы участков имели возможность подключить дома к водопроводу, а позднее – и к московской телефонной сети. В поселке имелась охрана, пожарное депо, магазины и школа. Грамотно Александр Торлецкий решил и транспортный вопрос – на железной дороге выстроили платформу «Новогиреево», от которой по центральному Гиреевскому проспекту (сегодня — 5-ый проспект) пустили одноэтажный конный трамвай. Длина его маршрута составляла 1,5 километра – конка забирала пассажиров от станции на Вокзальной улице (ныне – улица Фрязевская) и по Гиреевскому доезжала до развилки – пересечения с Баронским проспектом (сегодня – Союзный проспект), где находилась дача французского коммерсанта Юлия Вюрта. Этот дом 1907 года в стиле модерн сохранился – именно в нем сейчас располагается Музей наивного искусства. От дачи Вюрта трамвайные пути расходились по Баронскому проспекту на несколько кварталов вправо и влево. После разворота трамвай возвращался тем же путем к платформе «Новогиреево».

Конка ходила своим маршрутом, как минимум, до конца 1917 года. Фото: архивные кадры

Миф или реальность?

Интересно, что историк и краевед Евгений Горский, собирая материалы для своей книги «Гиреево — Новогиреево: судьбы людей, история района», долго не мог найти документальных подтверждений существования новогиреевской конки – единственные упоминания о ней остались только в рекламных проспектах будущего дачного поселка.

— Я даже было подумал, что на самом деле ее не было, что Торлецкий только планировал ее закладку, но не осуществил эту идею. Однако позднее в мемуарах актрисы Малого театра Елены Гоголевой я наткнулся на воспоминание о ее жизни на даче в Новогирееве, — говорит Евгений Федорович.  – В своей биографической книге «На сцене и в жизни» актриса писала: «В 1914 году мы на юг не поехали и сняли дачу в Новогирееве. Дома были фундаментальной постройки, существовали даже торцовые мостовые, а по двум главным проспектам ходила от железнодорожной станции маленькая конка. Мы сняли небольшую дачку на конечной остановке этой конки. В городе она носила название Баронского проспекта».

Впоследствии историку удалось найти и другие документы с упоминанием новогиреевской конки. Кроме того, сохранились фотографии с торжественного открытия дачного поселка. Оно состоялось 15 июня 1908 года в присутствии московского губернатора Владимира Джунковского – у платформы «Новогиреево» почетных гостей встречала миниатюрная конка.

«Ход конем»

— На мой взгляд, закладка конного трамвая в Новогирееве было не таким уж новаторским предприятием, как это преподносится сейчас в некоторых статьях. Для пригорода такой вид транспорта был, конечно, новинкой даже в 1908 году, но ведь в Москве уже с 1899 года ходили электрические трамваи. Полагаю, Александр Торлецкий купил по дешевке отслужившие свое экипажи у «Первого общества конно-железных дорог», но для поселка Новогиреево эта идея действительно стала своевременным коммерческим ходом, — считает Евгений Горский.

Конка ходила своим маршрутом, как минимум, до конца 1917 года – стоимость проезда в разные годы составляла 2-4 копейки. Дальнейшая ее судьба, когда после революции многокомнатные дачи превратили в коммунальные квартиры, неизвестна. Все, что осталось с тех времен – это дача Вюрта, во дворе которой в память о первом современном пригородном поселке Подмосковья с собственной конной трамвайной дорогой установили арт-инсталляцию.

Анна Журавлёва :