X

Иван Оганесян: «Меня завораживает форма виолончели…»

Актер с необычным отчеством вырос за кулисами оперного театра. Фото: ВО

До начала своей карьеры актер жил на улице Старый Гай

Актёр Иван Оганесян снялся в десятках фильмов, в том числе в сериалах «Нюхач», «Отцы», «Закон и порядок». Актёр настолько плотно занят на съёмках, что не был в Москве два года. Интервью с корреспондентом «ВО» он посвятил свой выходной, который у него выдался впервые за полтора года.

Виктюк хотел дать мне роль

 — Иван, вы родились не в Москве, но я знаю, что со столицей и в частности с нашим Восточным округом вас многое связывает.

— Одно время в юности я учился на музыкальном факультете РАТИ и жил в общежитии. И сосед по общежитию, который служил в театре Романа Виктюка, как-то позвал меня на репетицию. К тому времени я уже бросил занятия музыкой и, конечно, был рад приглашению Виктюка, который собирался ставить «Князя Мышкина». Но с театром Виктюка у меня ничего не вышло. Зато Роман Григорьевич посоветовал мне поступить на курс Петра Наумовича Фоменко. Я проучился у него два года. А потом мне пришлось уйти. Отец к тому времени умер, у нас с мамой не было жилья и одно время нам приходилось снимать квартиру на улице Старый Гай. Это были трудные времена. Я и штукатуром работал, и за конями ухаживал. Помните на Арбате с конями фотографировались? Мне нравилось галопом проскакать по центру Москвы.

Не хотел зарабатывать на хлеб музыкой

 — Вы выросли в семье музыкантов, а почему не пошли по стопам родителей?

— Я вырос за кулисами оперного театра. Отец был оперным певцом, мама пианисткой. В студенческие годы влюблённый в маму однокурсник подарил ей виолончель, которой сейчас уже более ста лет. Я влюбился в её форму и с удовольствием стал заниматься в музыкальной школе по классу виолончели. Когда учился в ереванской музыкальной школе, даже играл в камерном оркестре у Зарэ Саакянца, папы Сати Спиваковой. В начале 1990-х годов мне пришлось подрабатывать виолончелистом в московском театре оперетты. Как-то выступали в театре Елены Камбуровой, и одна актриса мне сказала, что я очень театрально сижу и что неплохо бы попробовать себя в качестве актёра. И я решился. А потом я не хотел музыку превращать в средство добычи куска хлеба.

— У вас необыкновенное отчество — Джонридович…

 — Мой папа родился в 1927 году, всего через десять лет после революции. В Закавказье всегда любили давать громкие звучные имена, и дедушка назвал своего сына в честь американского журналиста, автора книги «Десять дней, которые потрясли мир». В 1937 году дедушку расстреляли, потом посмертно реабилитировали. А папе пришлось жить с таким именем. В школе моё странное отчество, конечно же, было поводом для дразнилок.

Счастье — в семье

 — Исполнитель главной роли в сериале «Нюхач» Кирилл Кяро рассказывал мне, что после съёмок стал серьезнее относиться к запахам. А какое отношение к запахам у вас?

 — Ещё до фильма «Нюхач» у меня была традиция покупать себе новый парфюм на начало съемок. Чтобы потом этот запах будил во мне ностальгические воспоминания. Я вообще больной на запахи. У каждой страны есть свой запах, есть запах ребёнка, запах кулис, запах музыкального инструмента…

— В «Нюхаче» ваш герой полковник Виктор Лебедев не пропускает мимо ни одной симпатичной женщины. А вы?

 — Ой, нет, я не такой. Я даже не задумываюсь об этом. Моя Леночка — мама моих дочек-двойняшек Женечки и Сашечки. Я с ума схожу, когда их долго не вижу. У человека есть три счастья: когда друг становится братом, брат становится другом и когда у человека есть хорошая семья. Всё остальное от лукавого.

Кадр из фильма «Нюхач»

Не люблю оружие

 — В сериале «Отцы» ваш до зубов вооруженный герой спасает свою дочь, похищенную исламскими террористами. Такое впечатление, что вы родились с оружием в руках.

— На самом деле я не люблю оружие, и стараюсь его по возможности не трогать. И даже не хочу, чтобы меня с ним фотографировали. Меня завораживает форма виолончели, ею можно любоваться бесконечно, она гораздо более совершенна, нежели автомат или винтовка. А что касается фильма, то у нас были очень хорошие каскадёры. Один из них – Шерзод, молодой парнишка из Узбекистана. Он знаком с моей семьёй, моими детьми. Я считаю, что он достойный представитель своего народа, он великой мудрости пацан.

— Вы играли в мюзикле «Норд-Ост», когда Дом культуры на улице Мельникова захватили террористы. Что чувствуете спустя годы?

 — Вы задали этот вопрос, и сразу к горлу подступил комок. Я с трудом его сдерживаю, вспоминая наших погибших юных артистов Арсения и Кристину. Папа Арсения на могиле сына сказал, что не нужно, чтобы продолжала цвести ненависть… Нас захватили 23 октября, а 24-го моей дочке исполнялся годик. На тот момент мы с моей первой супругой разводились. Но все дни, что нас держали в заложниках, она находилась в штабе. Беда тогда сплотила многих. Неужели для того, чтобы объединить людей, непременно нужна боль, трагедия?

Мне нравится ходить пешком

 — Вы стройный, подтянутый, прекрасно выглядите. Интересно, как поддерживаете спортивную форму?

 — Ирина, послушайте, мужчине какой ещё профессии вы стали бы говорить такие слова? Это же рехнуться можно… Ненавижу за это профессию актёра… Ну, раз уж задали вопрос, отвечаю: не бегаю, железо не тягаю. Я люблю ходить. Вот сейчас купил себе кроссовки на распродаже и с таким удовольствием гуляю по Москве. Одно время думал, что машина «убъёт» во мне желание бродить. Не-а.

— Кстати, какой у вас автомобиль?

  — У меня старый автомобиль, 2006 года. Я как-то поймал себя на мысли, что хочу поменять автомобиль. А потом подумал: я хочу поменять автомобиль для себя или для того, чтобы произвести впечатление на соседа? И решил ничего пока не предпринимать. Не хочу, чтобы меня оценивали по модели автомобиля. Кстати, я с такой радостью ездил на машине из Риги, где живёт моя семья, в Таллинн, когда там снимали третий сезон «Нюхача». На самолеты у меня уже аллергия.

Раньше любил встречать Новый год в одиночестве

 — Есть какие-то традиции, связанные со встречей Нового года?

 — До знакомства с Леночкой я очень долго встречал Новый год один. Я понимаю, что Новый год — семейный праздник, но вот не получалось. А потом меня немного раздражала вся эта обязаловка, связанная с предновогодними празднествами. Я садился в машину за полчаса до полуночи и просто ездил по городу, по третьему кольцу, любовался ночной Москвой. Ставил в машине музыку по настроению, классическая музыка, конечно, была в приоритете. Сейчас самая большая радость — встретить Новый год с семьей.

Categories: Интервью
Анна Журавлёва :