«Мне двадцать лет», «Дети Дон-Кихота», «К-19», «Индиго»… В этих и ещё в 126 фильмах снялся заслуженный артист РСФСР Лев Прыгунов. Сейчас Лев Георгиевич живёт на Тверской. А в конце 1980-х квартира у него была в Измайлово.
— На съёмках фильма «Картина», некоторые эпизоды которой снимали в усадьбе Кусково, я подружился с осветителем, который жил в Измайлово, — рассказывает Лев Георгиевич. – Мне тогда негде было жить, и он пригласил меня к себе. Я прожил у него целую зиму. А через несколько лет на 7-й Парковой у меня появилась хорошая двухкомнатная квартира. Измайлово — прекрасный район, отдельный город, но оттуда тяжело было ездить.
Учиться в пединституте было скучно
— Лев Георгиевич, читала, что ваш дед был священником.
— Деда я не помню, и не знал. Моя мама была четырнадцатая в семье, последняя. Она рассказывала, что в 1919-м году деда просто замордовали пьяные красноармейцы. Они таскали его за волосы по ледяным лужам. Его отбили прихожане, но через два-три дня он умер… Я был в этой деревне на его могиле.
— Вы тоже человек верующий, православный, но вместе с тем увлекаетесь восточной философией, занимаетесь китайской гимнастикой.
— Я понял вас. Лет 5 назад слушал интервью с одним священником. Не помню, кто это был, но сразу понял, что это умнейший человек. Когда его спросили, как он относится к тому что люди занимаются йогой, ушу, эзотерикой? Он ответил примерно так: «Замечательно. Чем больше они этим занимаются, тем скорее придут к Христу». И это абсолютно точно.
— Вы серьёзно занимались биологией и даже учились на биофаке Алма-Атинского пединститута. Почему же переметнулись в артисты?
— Я всегда участвовал в какой-нибудь самодеятельности. Мне говорили: «Слушай, тебе надо стать артистом». Я отвечал, что буду заниматься только птицами. Но энергия из меня била ключом, заниматься было скучно. И со второго курса уехал в Ленинград, поступил в театральный.
— Поступили с первого раза?
— Да, причём при поступлении мне хватило наглости сказать: «Я в институте учусь, вы мне дайте гарантию, что поступлю». «Что? Какая гарантия? Мерзавец!» — услышал в ответ. Мне всё-таки сказали, что без документов я могу пройти два тура. Я умудрился пройти три тура.
С Высоцким проводили кинопробы
— Лев Георгиевич, помните свой первый фильм?
— Да, это «Увольнение на берег». Фильм – до сих пор один из самых любимых. Его снял в начале 1960-х замечательный режиссёр Феликс Миронер. После этой картины власти спустили на него всех собак… Он так переживал, что вскоре умер. Кстати, это он вместе с Хуциевым снял «Весну на Заречной улице». Об этом мало кто знает. Лет пять назад мне звонили из Лос-Анджелеса, там готовили какую-то статью об итальянском неореализме в Советском Союзе. Два фильма – «Весна на Заречной улице» и «Увольнение на берег» – они считают советским неореализмом. И они правы.
— В этом фильме вы играли с Владимиром Высоцким.
— Высоцкий был старше меня на год. Это был его второй фильм. Мы вместе с Володей проходили кинопробы. Мне уже сказали, что я утверждён, и он пошел меня провожать на вокзал… В Севастополе, где снимали картину, он прожил, наверное, месяц. Володя был фантастически энергичным! Он как ртуть. На этой картине он начал сочинять песни. К нам приехал Петя Тодоровский, он играл на гитаре и пел песни Окуджавы. И так Высоцкий завелся, что тоже начал писать.
— Потом вы с Высоцким ещё встречались?
— Как-то мы вместе летали в Алма-Ату на съёмки. Фильм был бездарным и его к счастью закрыли. Но мы там два месяца просидели. Я в основном жил у мамы. Но часто бывал в гостинице у Володи, у него большие компании собирались. Потом ещё встречались. На фестивале в 1967 году Высоцкий сидел с Севой Абдуловым в ресторане и на моих глазах пригласил Марину Влади танцевать.
Сын снял потрясающий фильм
— Сейчас где снимаетесь?
— В прошлом году снялся в двух фильмах. Работать – для меня просто наслаждение. Недавно у меня были четыре съёмочных дня в деревне под Вышним Волочком. Я снимался у прекрасного режиссера Александра Котта. У меня были хорошие партнёры Ольга Науменко, Валя Теличкина, замечательный актёр и режиссер Владимир Меньшов. Фильм называется «Третья мировая». Это четырёх серийный телевизионный фильм.
— Ваш сын режиссёр Роман Прыгунов приглашает вас в свои фильмы?
— Я снимался в его первых двух фильмах «Одиночество крови», «Родина ждёт». В третьем фильме он меня не снял. Но я счастлив, что он сделал потрясающий фильм «ДухLess». Нужный, пронзительный, страшный, но очень чистый фильм. Кто-то даже написал, что это фильм, с которого может начаться очищение.
— Вы прекрасно владеете английским языком и снимались в Голливуде. Вам не хотелось там остаться?
— Я участвовал в голливудских фильмах, но они снимались в Канаде, Ленинграде, Лондоне. Мы никому там не нужны совершенно. Это большое заблуждение. И потом, ехать на старости лет… Если бы я туда попал в 30-40, это была бы совсем другая история. Но я тогда был не выездным. В Америку первый раз поехал в 1988 году.
Быть, а не казаться
— Вы не только актёр, но и художник. Ваши персональные выставки проходили в Москве, Петербурге, Лондоне… Где учились живописи?
— В детстве я брал уроки. Не помню имени своей учительницы. Она была у нас в Алма-Ате в эвакуации. Она научила меня писать натюрморт. Если бы я вам сказал, сколько картин у меня куплено, вы бы не поверили. Мы с Ольгой, моей женой, прожили в Лондоне практически год только на живописи. Я там писал картины, и все у меня купили. В Америке, больше 40 картин купили, во Франции – работ 50. Здесь у меня уже больше 100 картин приобретено. Живопись для меня одновременно отдых, работа, счастье, всё что угодно.
— У вас есть любимое выражение или девиз?
— Есть: «Быть, а не казаться».
— В устах актера это звучит немного странно. Ведь актёры постоянно играют.
— Это совсем разные вещи. Если актёр — «кажется» — это плохая игра. К актерской профессии это никакого отношения не имеет, это — вообще ко всему…