X

Как купец Фёдор Гучков противостоял коррупции…

В Историко-архивном институте РГГУ прошли первые историко-краеведческие Преображенские Ковылинские чтения «Историческое, культурное и духовное наследие Преображенского». Наш корреспондент выбрал самые интересные места из исторических исследований.


Злоключения «текстильного короля»

Преображенские старообрядцы не раз испытывали на себе репрессии царских властей. Самые страшные гонения начались в середине XIX века, а среди пострадавших оказался и Фёдор Алексеевич Гучков: основатель знаменитой купеческой династии и известный благотворитель, он был попечителем Преображенского староверческого кладбища и приюта для престарелых.
Фабрика Гучковых стояла на Яузе, на месте электрозавода.

Как рассказала главный научный сотрудник Исторического музея Елена Юхименко, поводом для преследований стала несговорчивость «текстильного короля»: он отказался купить крупную партию шерсти у московского генерал-губернатора Закревского. Поговаривали, что цена была сильно завышена и предполагаемая сделка была бы, по сути, завуалированной взяткой.

Последствия не заставили себя ждать: однажды ночью Гучкова арестовали, его домашнюю моленную закрыли, а самого выслали в Петрозаводск, где несчастный и умер.

Когда его тело привезли в Москву, чтобы похоронить на Преображеском кладбище, Закревский всячески препятствовал тысячам старообрядцев, которые хотели проводить благодетеля в последний путь…


Таинственное зарево

Удивительные истории раскопала в старинной рукописи научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва Татьяна Игнатова.

В результате гонений 1850-х годов староверы Преображенского лишились половины своей обители — той, что расположена справа от прохода на кладбище (там сохранился Никольский храм).

Так вот, накануне этих трагических событий некоторые видели над этим местом «небесный огонь». Причём очевидцами странного природного явления стали не только старообрядцы! Последние, разумеется, истолковали зарево как дурное предзнаменование.

Скрытый смысл увидели и в другом происшествии тех дней. Отнятую территорию передали единоверцам, которые служили по старым обрядам, но подчинялись господствовавшей Церкви. Когда Митрополит московский Филарет возвращался с торжественного обеда по случаю освящения единоверческой обители, в районе улицы Девятая Рота навстречу его экипажу выехала телега, на которой везли всяческие яства к праздничному столу. При виде архиерея лошадь, запряжённая в телегу, обезумела и понеслась прямиком в стену ближайшего дома! Несчастное животное погибло, выбив головой кирпичи между оконными проёмами.


Где отливали кресты?

Отличительная черта старообрядческой материальной культуры — медное художественное литьё.

В небольших литейных мастерских Преображенского вплоть до революции отливали святые образа, кресты, иконы-складни, которые распространялись по общинам староверов во все уголки России.

До недавнего времени не было известно, где конкретно стояли мастерские, но старший научный сотрудник Музея им. Андрея Рублёва Елена Зотова сделала интересное открытие: в округе сохранилось как минимум два каменных здания, где отливали святыни.

Это бывшие кузницы на Преображенском Валу, 24, стр. 6 (трансформаторная будка во дворе), и на ул. Девятая Рота, 27, стр. 2. По мнению исследователя, здания вполне заслуживают того, чтобы на них установили памятные доски.

annasyrtseva :