В позапрошлом веке жители Преображенского собирались здесь, чтобы попариться берёзовыми и дубовыми вениками, да посудачить со знакомыми за толстопузым самоваром. Тихая улочка, на которой стояли бани, естественно, называлась Банной.
Но в 1922 году столицу молодой советской республики накрыла волна переименований, и Банная улица стала носить имя одного из местных домовладельцев, некоего Галкина. В 1925 году её вновь переименовали, на этот раз в честь знаменитого бунтаря, или как принято было в советской историографии, предводителя крестьянского восстания, донского казака Емельяна Пугачёва.
Чем же был обусловлен такой выбор властей? Победившим большевикам нужен был свой пантеон героев — борцов за народное счастье. И героями стали Иван Болотников, Стенька Разин и Емельян Пугачёв. Стоит вспомнить, что в 1925 году исполнилось 150 лет со дня казни Пугачёва в Москве на Болотной площади. Возможно, именно эта дата повлияла на выбор названия улицы. Наконец, в 1954 году улица стала 1-й Пугачёвской, поскольку рядом появилась 2-я Пугачёвская.
Кем же был сам Емельян Пугачёв (1742-1775) — жестоким бунтарём, народным героем или жертвой тайных интриг недругов России — это каждый историк для себя решает сам. Сильная личность, опытный и талантливый военачальник, он тем не менее оказался совершенно зависимым от воли окружавших его казаков-«сподвижников», которые в конце концов выдали его властям. Участвовали ли в подготовке пугачёвского бунта силы извне — до сих пор остаётся загадкой, пишет «Восточный округ».