В Северном Измайлове живут единственные в России братья-близнецы командиры ракетных подводных крейсеров стратегического назначения – контр-адмирал Олег Чефонов и капитан 1-го ранга Игорь Чефонов. Их биографии тянут на толстенный приключенческий роман
Далеко не все эпизоды их флотской службы подлежат огласке даже спустя десятилетия. Но накануне 23 февраля братья всё же поделились с корреспондентом «Восточного округа» своими воспоминаниями.
Два капитана
Братья Чефоновы родились 79 лет назад на Дальнем Востоке. Сыновья боевого офицера, погибшего в 1942 году в битве под Москвой, дали слово никогда не разлучаться. Вместе они поступили в Военно-морское училище, вместе начали служить на Тихом океане. У них за плечами 100 тысяч пройденных миль, тысячи погружений и всплытий. После завершения морских походов они продолжили службу в Центральном аппарате ВМФ. А на пенсии обосновались со своими семьями на востоке Москвы. Их дома на соседних улицах.
Американцы остались в недоумении
– Мы с братом практически одновременно приняли командование подлодками, –рассказывает Игорь Чефонов. – Это был самый разгар «холодной войны». Международная ситуация накалена до предела. И наши, и НАТОвские подводные лодки несли постоянное боевое дежурство.
В одном из дальних боевых походов капитану 1-го ранга Игорю Чефонову была поставлена сложнейшая задача. Нужно было совершить кругосветку, обогнув Южную Америку, и как можно скрытей пройти под носом у американских радиолокационных станций. Маневры были рискованны.
– Был эпизод в этом походе, который стоил мне появления первых седых волос, – говорит Игорь Чефонов. – В нейтральных водах Тихого океана мы оказались в районе базирования американской эскадры. Из штаба поступила команда нашей подлодке скрытно покинуть район. Мы шли по лезвию ножа. Самый близкий к нам «американец» стоял в 3-х кабельтовых (это около 500 метров), рядом ещё с десяток кораблей ВМФ США.
Командир Чефонов всё же умудрился незаметно исчезнуть с американских радаров. Из радиоперехвата противника наши моряки узнали, что флотское командование американцев было в недоумении. За этот манёвр и за успешное выполнение боевого задания командир Чефонов был награждён орденом Красного знамени.
Атака призрака
Были в подводных походах и необъяснимые странности.
– Дело было в конце 1970-х, – рассказывает Олег Чефонов. – В то время я уже командовал атомной ракетной лодкой. Возвращались на базу где-то на траверзе Находки. Шли в надводном положении. Туман, видимость нулевая. Работает радиолокационная станция. Внезапно на её экране появляется объект и быстро идёт на пересечение нашего курса. Скорость большая, отметка чёткая.
Адмирал распорядился увеличить ход, чтобы проскочить, но цель повторила их манёвр. Тогда Чефонов приказал остановить лодку, чтобы пропустить неизвестного. В ответ на этот маневр «призрак» пошёл на сближение. Решив, что незнакомец попросту не видит лодку, экипаж принялся подавать световые и звуковые сигналы, однако объект не реагировал, а продолжал приближаться с большой скоростью. Команда ждала неминуемого удара.
– Напряжение было страшное, – говорит контр-адмирал. – Все находящиеся на мостике до боли в глазах вглядываются туда, откуда должна появиться неизвестная цель. Дистанция – пять кабельтовых, четыре… три… два… один. Акустик почти кричит: «0,5 кабельтовых! Цель вошла в мёртвую зону!» Все на пределе. Проходит минута, вторая, третья. Цель должна была появиться с другого борта, но её так и не было. Удара тоже.
Три версии
Все произошедшее было записано в вахтенный журнал. О встрече с неопознанным объектом контр-адмирал доложил командованию флота. Оказалось, что это был далеко не единичный случай. Моряки даже успели дать прозвище этим объектам – «квакеры», потому что те издавали звуки, похожие на кваканье лягушек.
– Мне ещё один раз довелось пережить встречу с «квакером». Мы своими силами пытались расшифровать его сигналы, но быстро зашли в тупик, – говорит контр-адмирал.
Настал момент, когда «квакеры» уже не на шутку обеспокоили командование ВМФ. Решением министра обороны маршала Гречко была создана спецгруппа из нескольких офицеров, которая занялась изучением необъяснимых явлений в Мировом океане.
– Было три основных версии, – говорит Олег Чефонов. – Либо это подводные НЛО, либо не известное науке подводное существо, либо ноу-хау американцев.
Однако в начале 1980-х годов программа была внезапно закрыта, группу расформировали. А все накопленные материалы с грифом «Совершенно секретно» исчезли в глубинах военно-морского архива.