Московская конная полиция считается одним из крупнейших кавалерийских подразделений Европы. Служебные кони распределены по девяти базам, на одной из них — в Лосином Острове — удалось побывать корреспонденту «Восточного округа».
Сахар вместо «здрассьте»
В глубине Лосиного Острова за забором — деревянный домик, выкрашенный синей краской. Cправа — несколько полицейских машин, слева — плац, где тренируются лошади. Каждый день из ворот выезжает четверка конных патрульных — следят за порядком в Лосином Острове и парке «Сокольники».
В подразделении служит 26 лошадей. Вместе с заместителем командира роты Андреем Глуховцовым проходим в конюшню.
Денники чистые и просторные. В квадратное окошко просовывается мягкий бархатный нос… Есть у меня секретное «оружие» для обитателя денника. Протягиваю на ладони кусочек сахара — даже полицейская лошадь не может устоять перед угощением.
На табличках — клички: Санрей, Атос, Садко, Орфей, Индиго, Варшава. Регулярно в гости к ним наведывается ветеринар: удостовериться, что лошади хорошо себя чувствуют.
А тем временем из денника выводят огромного будёновца по кличке Орфей. Будёновская порода — весьма подходящая для такой службы. Также на конезаводах для полиции закупают орловских рысаков, гановеров и тракенов.
«Гроза наркоманов»
Смена конного полицейского длится пять часов. Зимой начинают патрулировать территорию около 9 утра, летом — около часа дня. В темноте лошади не ходят. Не работают конные патрульные и в жестокие морозы: для здоровья лошадей это опасно.
— Почему смена — всего пять часов? Ведь это несложно: ездить на лошади, — спрашиваю у Андрея Глуховцова.Смеётся.
— Многие так говорят, кто не пробовал. На самом деле провести пять часов верхом — это колоссальная работа для мышц. Задействованы и ноги, и поясница.
Вместе с полицейскими Михаилом Завьяловым и Виталием Притворовым идём мимо Путяевских прудов. Михаила коллеги называют «грозой наркоманов»: в этом году у него уже три задержания! Вдруг полицейские разворачиваются. Нарушитель!
Тёмно-зелёные «Жигули» въехали на запрещённую территорию.
Полицейские преграждают машине путь, и водитель выходит. Конная полиция не выписывает штрафов — они лишь задерживают нарушителя до прибытия инспектора, который и определит меру наказания.
Летом самые распространенные нарушения — распитие спиртного и въезд машин. Но бывают и ситуации посерьёзнее. Например, однажды в Лосином Острове Михаил задержал грабителя, на которого незадолго до встречи получил ориентировку. Было ещё дело — полицейский в форме вынужден был прыгнуть в воду, вытаскивал утопающего.
Характер ангельский
Заниматься с лошадьми можно начинать после того, как им стукнет три года. Именно в таком возрасте коней выкупают на конезаводах. При покупке оценивается экстерьер, здоровье и темперамент: лошадь не должна быть агрессивной или, наоборот — слишком спокойной, пугливой, упрямой или ленивой. Больше года уходит на подготовку и коня, и его всадника. Лошадь, которая служит в конной полиции, должна обладать прекрасной выдержкой и железными нервами — на все случаи жизни. Также важно беспрекословное повиновение всаднику. Подготовленная по всем правилам лошадь служит долго — до 20 лет.
— А что потом? — интересуюсь у Андрея.
— По-разному. Бывает, что лошади в прокат уходят: катают детей в парках. Иногда их выкупают полицейские. Не так давно одна из наших сотрудниц забрала своего коня-ветерана. Теперь живет в Подмосковье, на частной конюшне…
Пока беседуем с Андреем, к нам подбегает коричневый добродушный пёс. Болт — так зовут местного любимца — два года назад был спасён одной из сотрудниц этого полка. Она патрулировала территорию, увидела у бомжей щенка, поинтересовалась: зачем собака? А они честно признались: вырастим и съедим… С тех пор пёс стал верным членом команды конного полка.