Два года за три
Раньше в этом здании на 2-й Гражданской располагалась вечерняя школа. Сейчас это очно-заочное отделение школы № 1360. Четыре раза в неделю, ближе к вечеру, сюда спешит несколько десятков учеников. Большинству из них — 20–25 лет, некоторым — за 30.
Елена Николаевна из 12-го класса (а программу обычных 10-го и 11-го классов тут «растягивают» на три года) — самая старшая ученица за всю историю учебного заведения, ей уже за 60.
— После 8-го класса я поступила в техникум, — рассказывает она. — Но через год его бросила — стала ездить по стране с цирковой студией. Много где работала, даже платный институт окончила — Национальный институт моды. А сейчас, если пытаюсь устроиться на работу — мне отказывают, говорят, что у меня нет среднего образования…
Бизнесмены возвращались в класс
Вечерняя школа на 2-й Гражданской была открыта в 1950-е годы при заводе «Красный богатырь».
— Тогда здесь учились целые классы девочек-лимитчиц, приехавших с Кубани, — вспоминает учитель химии Вера Старикова, работающая в школе уже более 45 лет. — Учился главный электрик завода, училась ткачиха, Герой Соцтруда, депутат Моссовета.
Позже, в 1990-е годы, в вечернюю школу пошли успешные бизнесмены. Хваткие парни в юности забрасывали учёбу и с головой уходили в предпринимательство. А когда бизнес начинал идти в гору, понимали, что им не хватает образования — и возвращались за парту.
Лет десять назад стало много учеников «в возрасте».
— Тогда был принят закон о том, что обязательно образование в 11 классов, — поясняет Елена Ловкова, педагог-организатор школы. — Работодателя могут даже оштрафовать, если он берёт на работу человека с неполным средним.
Отчим — профессор МГУ
— Многие считают, что в вечерней школе ученики только неблагополучные или не очень умные, но это совсем не так, — заверяет Елена Ловкова. — Просто наши ученики по разным причинам не смогли окончить обычную школу — поведение, здоровье, семейные трудности. К примеру, есть ученица, ей лет 27, у которой отчим — профессор МГУ, сестра — кандидат медицинских наук.
Несколько лет назад здесь был целый класс балерин из хореографического училища. «Какие они нам концерты устраивали к праздникам!» — ахают учителя. Учатся на заочном отделении, появляясь раз в неделю, хоккеисты и футболисты, целыми днями пропадающие на тренировках.
Парты никто не разрисовывает
Анастасия из Гольянова после 9 классов поступила в педагогическое училище, должна была стать учителем рисования. Но вскоре вышла замуж, родился один сын, второй. Сейчас ей 22 года, по вечерам она оставляет малышей с отцом, который к тому времени возвращается с работы, и идёт на учёбу. Собирается поступать в вуз.
Ученики, конечно, бывают разные. Примерно пятая часть школу так и не оканчивает. Но большинство старается. Около 15% учеников последнего выпуска поступили на бюджетные отделения вузов.
Кстати, на поведение подопечных педагоги не жалуются.
— У нас не бывает разрисованных парт или стен, прилепленных жвачек, — говорят они. — Ученики ведут себя достойно!
Экзамен для водителя
Родительских собраний в школе не проводят. А если ученик относится к учёбе спустя рукава — звонят и жалуются… женам. Говорят, очень помогает. Или, как в советское время — сообщают на работу.
— Был один парень лет 35, который работал водителем электрокара на обувной фабрике, — вспоминает Вера Васильевна. — И пропал ребёнок! Несколько недель не появлялся на занятиях. Я позвонила на фабрику, поговорила с отделом кадров. На следующий день он пришёл. И мне потом с фабрики регулярно звонили, спрашивали — ходит он на занятия или нет. А когда он в конце года успешно сдал экзамены и по математике, и по русскому — мы с ними так радовались, как будто это наш ребёнок!