Утро, 7.50. На улице ещё темень, хоть глаз выколи. Школьники с огромными рюкзаками неспешно бредут в сторону школы №347 на Щёлковском ш., 58а. Дождавшись, когда учеников станет больше, я сливаюсь с толпой и врываюсь в фойе, в руках — большой чёрный пакет. Быстрым шагом прохожу через рамку металлоискателя и турникет, который лишь делит поток входящих. Затем сворачиваю к гардеробу, но тут терплю фиаско.
— Девушка, вы куда? — грозно интересуется охранник.
— На урок опаздываю, — бросаю на ходу.
Охранник в два прыжка оказывается за моей спиной, а спереди дорогу преграждает женщина:
— Мы всех своих учеников знаем в лицо, вы не наша. Покажите документы.
Да, проскользнуть незамеченной не получилось. Я «раскрываюсь». Дежурный администратор Елена Гарнага говорит в ответ:
— У нас в школе учится свыше 500 человек. Каждый день на входе, помимо охранника, находятся дежурный учитель и дежурный администратор. Был случай: бывшие ученики решили навестить родную школу — их не пропустили. Да, случай в Отрадном ужасен, но у нас и мышь не проскочит.
Продолжаю эксперимент. Школа №375 на Щёлковском ш., 79а.
Мальчуган-лыжник предупредил, что второй урок начинается в 9.25. Жду, когда прозвенит звонок, стараюсь не мельтешить перед камерами, установленными у входа в здание. А в нужное время с толпой ребятни захожу в школу, натянув предварительно на голову капюшон. В руке мобильный, изображаю разговор с «одноклассницей»: «Ирка, щас физика? Ну, я успею».
Поднимаюсь до второго этажа. Погони нет. Охранник остался на посту.
Оглядываюсь — рядом скамья, напротив класс с табличкой «3 Б» на двери. От мыслей отвлекла учительница: «Вы, наверное, наблюдатель? Сегодня 4-й класс городскую контрольную пишет».
Помотав головой, возвращаюсь к охраннику:
— Что же вы меня не остановили? Я ведь посторонняя, да ещё и с пакетом, а вдруг там бомба?
— Да я вроде крикнул, а вы дальше пошли, не бежать же за вами. А вообще, как-то не подумал…
В гимназии №1290 актёрское мастерство не пригодилось: против техники не попрёшь. Влетаю в учреждение и с разбега больно ударяюсь о турникет, а он и не колыхнулся.
— Без карточки не получится, — хитро улыбается охранник Дмитрий Фурсов. — На каждого ученика выдаётся карточка с его именем и фамилией.
Как выяснилось, в гимназию не пускают даже родителей.
Фурсов пояснил, что после отрадненского случая со всеми сотрудниками охраны в гимназии провели беседы об усилении мер по безопасности. «Но мы и раньше спустя рукава не работали, — говорит Дмитрий. — Всё-таки дети — это большая ответственность».
МНЕНИЕ: Особое внимание — школьникам из группы риска
Антон Ильич Молев 13 лет преподавал в гимназии №1505 в районе Преображенское, сейчас возглавляет Южное окружное управление образования:
— Убеждён, что трагедия, случившаяся в школе №263 в Отрадном, связана с системой безопасности, но в меньшей степени, чем это было представлено, в том числе и СМИ. Охранник действовал чётко по инструкции, своевременно нажал тревожную кнопку и известил полицию.
Другой вопрос, что данная ситуация связана с психологическими трудностями школьников. И здесь особое внимание школы, классных руководителей, психологической службы учреждения следует уделить тем учащимся, которые потенциально могут быть в зоне риска. Именно их психологическое состояние должно учитываться в каждой детали: в объёме домашнего задания, в оценке успехов или неуспехов ученика, в способе ведения диалога и т.д.
Просчитать всё, безусловно, невозможно. Произошла страшная трагедия, которая унесла жизни школьного учителя и полицейского. И нам необходимо проанализировать причины случившегося, понять и принять меры, чтобы такое не повторилось.
