В апреле закончится девятый сезон cериала «Кулагин и партнеры», после которого фамилия актера стала нарицательной.
Сюжеты – реальные
— Леонид Николаевич, Ваш «Кулагин», несмотря на почтенный возраст, все еще остается одним из хитов дневного телеэфира…
— Думаю, потому, что этот фильм — принципиальный шаг в сторону от набивших оскомину «правильных» детективных опусов с их безупречными героями и законченными негодяями. Реальные сюжеты, которые лежат в основе сценария, куда сложнее. В нашем фильме детективы не прячутся с револьверами под супружескими кроватями и не бегают за клиентами со скрытыми камерами и «жучками». Здесь наравне с главным вопросом «кто виноват?» выясняется и другой — «зачем?». То есть, исследуются глубинные причины преступления. Видимо, поэтому у фильма такая долгая жизнь.
Из своего района никуда не рвусь
— В кино вы сыграли множество персонажей «благородного происхождения». А какова ваша собственная родословная?
— Я однажды в какой-то телевизионной программе рассказывал, что играю много дворян, а сам при этом очень простого происхождения. После чего получил письмо из Сибири, где я родился, от двоюродного брата. Брат утверждал, что я неправ: якобы есть документы, что мой прадед был дворянских корней. Я не стал проверять, для меня это неважно.
Видимо, что-то «эдакое» — чувствительную натуру — разглядел во мне Андрон Кончаловский. Раньше я играл большей частью бравых простаков без страха и упрёка, а он дал мне роль утонченного и глубокого Лаврецкого в фильме «Дворянское гнездо».
Впрочем, если быть точным, своего первого дворянина я сыграл в дебютной новелле Андрея Смирнова для киноальманаха «Начало неведомого века». Это же была и моя самая первая роль в кино. Видимо, тогда меня и заметил Андрон…
— Вы живете в Вешняках, как давно?
— В Москве мы с 1967-го года. Сначала жили в Новогиреево – получили там комнату от театра. А через два года мы купили кооператив в Вешняках – платили за него лет 10, наверное. Район нам этот нравится. Здесь и сын мой вырос – ему сейчас уже 47 лет, и внук. Большую часть их младенчества мы провели в Кусково и на озерах в Косино. Пусть Вешняки называются «спальным» районом или еще как — я отсюда не рвусь. Нам здесь хорошо.
Между другом и работой выберу работу
— Вы как-то сказали, что вашими лучшими друзьями всегда были женщины. Почему? А как же мужчины?
— Почему женщины? Очевидно потому, что я очень рано потерял мать – мне тогда было 7 лет. И, видимо, в каждой женщине, девочке искал защиту, что ли…
А с мужчинами сложнее. У меня в детстве был друг, Женя, мы с ним дружили до 7-го класса. А потом в нашу школу пришел другой мальчик. Я подружился с ним и забыл про своего Женю. Он как-то встречает меня: «Леня, почему не заходишь? Мы же с тобой друзья». Сколько лет прошло, а эти слова я до сих пор помню. Понял тогда своим несмышленым умом, что друг – это очень ответственно.
Потом, знаете, с людьми творческих профессий очень сложно дружить: это сумасшедшие люди, которые живут по типично советской поговорке «скорей бы утро, и снова на работу!».
Во времена перестройки я по собственной воле ушел из актеров в режиссеры. И никому не стал нужен. Понял, что значит быть безработным. Сидел по утрам у телефона, смотрел на телефон – а мне никто не звонил. Поэтому, если бы встал вдруг вопрос: друг или работа, я выбрал бы работу. А чтобы не оказаться предателем, я стараюсь крепко ни с кем не дружить.
— В стране, в которой не было секса, вы сыграли первые в советском кино эротические сцены в фильме Андрея Смирнова «Осень». Можно представить какие вопросы и соображения вам потом пришлось выслушивать от знакомых и незнакомых людей.
— Вопросы были достаточно примитивные. Как относится жена к моим съемкам в этом фильме? А вы там целуетесь по-настоящему или нет? Я не знал, что отвечать и однажды, в какой-то студенческой аудитории, в ответ на эти вопросы говорю: вот, предположим, вы идете на экзамен и мечтаете вытащить единственный билет, ответы на который знаете. В этот момент у вас возникают какие-то эротические желания? Нет? Вот и у нас то же самое: у вас – экзамен, а у нас — работа… Мне смешно, когда меня называют секс-символом. Да, и фильм ведь не «про это». Просто тогда, в 1975 году, даже малая толика «эротики» казалась откровением. А сегодня, прошло время, и, простите, голые задницы уже никого не волнуют.
— А что это за история с американской девушкой, после которой вас якобы пытался завербовать КГБ?
— Не история, а, скорее, казус. Я тогда еще работал в Ярославле. Мы были на гастролях в Москве. На одном из спектаклей оказалась американская студентка, с которой мы познакомились. После чего ко мне привязались «искусствоведы в штатском»: она – шпионка, ты должен вступить с ней в переписку и т.д. Но я отмазался тем, что, мол, у меня ревнивая жена, какая может быть переписка!? И от меня отстали. Вот и вся история.
О прочности актерских браков
— Считается, что актерские браки непрочные. К тому же у вас с вашей внешностью красавца-аристократа наверняка не было отбоя от женщин. Как сумели уже почти полвека сохранять прочную семью?
— Кое-кто из нашей актерской братии любит на этой теме разводить понты и раскручивать пиар-кампании… У меня весной случился инфаркт (я об этом уже потом узнал). Врачи говорят: надо сообщить в СМИ, все-таки вы народный артист, лауреат Госпремии. Но мои родственники строго запретили это делать. Поэтому никто меня в очередной раз не хоронил, как кое у кого в нашей профессии случается… То же касается и браков: думаю, актеры разводятся и изменяют женам не чаще, чем, скажем, фрезеровщики.