На встрече со студентами знаменитый актёр рассказал о работе и о заветных мечтах
Сергей Безруков учился в школе №402 на ул. Косинской, 10а. С детства он проявлял интерес к актёрской профессии. Этому немало способствовал отец Виталий Сергеевич Безруков (актёр и режиссёр, работавший в Театре сатиры. — Прим. ред.), который ставил с Сергеем школьные спектакли.
— Как-то к юбилею Победы отец поставил в школе пьесу Алексея Арбузова «Мой бедный Марат» о блокадном Ленинграде. Сам из листов ржавого железа сделал печку-буржуйку, обклеил изнутри фольгой и поставил туда свечку. Я смотрел на мерцание, и у меня было полное ощущение, что я попал в блокадный Ленинград. Мне было холодно, и по щекам катились слёзы, — рассказывает Сергей Безруков.— Отец видел мою эмоциональность, потому и благословил поступать в Школу-студию МХАТ.
Иногда играю Джона Сильвера
— Сергей Витальевич, как получилось, что вы возглавили Губернский театр?
— Всё просто: меня назначили. Губернатор попросил немножко поднять авторитет Московской области. Правда, мы находимся в Москве, и в этом «военная хитрость». У нас не только подмосковный, но и московский зритель. Театр находится рядом, в Кузьминках, это 20 минут на метро от Таганки. Очень удобно. Иной раз, когда сильно тороплюсь, ныряю в метро: поднимаю воротник, утыкаюсь в телефон, чтобы не встречаться ни с кем глазами. Как только встретишься глазами, всё — сразу возникает некий «творческий вечер в метро»: «А расскажите…» — и понеслось.
В этом году в Губернском театре 5-й, юбилейный сезон, за четыре года я поменял весь репертуар. Один из наших спектаклей — «Остров сокровищ». Я в нём сам периодически играю Джона Сильвера. В этом нет ничего зазорного. Считаю, что для детей нужно работать как для взрослых и даже лучше. Взрослые могут простить, они-то всякое видели, а вот дети нет. Если дети увидели что-то непотребное, они больше в театр не придут. В результате мы потеряем взрослого зрителя.
— Какой из спектаклей Губернского театра вам особенно дорог?
— Я 1973 года рождения, у нас дома были записи Высоцкого, я вырос на них.
К 80-летию Владимира Высоцкого мы поставили спектакль «Высоцкий. Рождение легенды». В этом спектакле я играю совсем немного. В основном играют ребята, которые не столь известны, но собирают полный зал, и я горжусь этим. Они поют песни Высоцкого своими голосами, но настолько эмоционально, что оторваться невозможно.
Есенина репетировал в школьном костюме-тройке
— А когда вы впервые почувствовали, что к вам пришёл успех на профессиональной сцене?
— Когда после окончания Школы-студии МХАТ я вышел на сцену Ермоловского театра и сыграл Сергея Есенина в спектакле «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?». Я рвал каждый спектакль, срывал голос… Вот тогда я испытал, что такое слава, но крышу не снесло.
На репетицию я всегда приходил в костюме-тройке, который мне купили в честь окончания школы, и в белой рубашке с галстуком. Великий русский поэт всегда одевался с иголочки. Для меня было большим испытанием в 22-23 года играть в зале на 800 мест.
— У вас есть любимое стихотворение Есенина?
— Из серьёзных произведений, которые я читаю, я бы выделил поэму «Чёрный человек». Каждый раз это испытание для себя самого, потому что приходится наизнанку выворачивать все свои кишки. Это, конечно, страшно. Чтобы серьёзно погружаться в «Чёрного человека», нужно иметь степень душевной защиты, чтобы не нырнуть с концами.
Сам над собой поглумился
— О вас ходят анекдоты как об артисте, который сыграл всё. Вас это не обижает?
— Если бы я играл и тиражировал себя самого, то думаю, таких шуток не возникало бы. Пусть они будут. В комедии «Мифы» я сам над собой поглумился. Вместе с режиссёром Сашей Молочниковым мы придумали роль артиста, который сыграл всё и от этого уходит в дикий запой. Очень полезно с юмором подходить к себе, к тому, что ты делаешь. В этом смысле я абсолютно открыт. Кстати, анекдот анекдотом, но я своё дело крепко знаю и каждый раз выдаю что-то совершенно новое. Не думал, что сыграю артиста балета, но я это сделал в фильме Анны Матисон «После тебя». В современном балете я сам работал, ведь в Школе-студии МХАТ мой педагог по танцам меня называла «ты мой Барышников», а в классике, поскольку там были прыжки, у меня был дублёр Денис Матвиенко, солист Мариинки. Приятно было, когда профессионал Серёжа Филин признался, что четыре раза смотрел эту картину. А Андрис Лиепа как-то сказал: «Откуда вы всё знаете? Я поверил».
— Когда увидим новую картину вашей супруги Анны Матисон с вашим участием «Пушкин. Виски. Рок-н-ролл»?
— Надеюсь, в следующем году. В фильме я играю рок-музыканта. Конечно, я пел и до этого и всё время всячески себя в этом пробовал, но сейчас я это сделал профессионально, в студии. Песни в рок-исполнении будут довольно любопытными. К слову, я снимаюсь не только в главных ролях. Для меня важен хороший, интересный эпизод, в котором есть судьба, в котором есть герой. В этом нет ничего зазорного. В сериале «Троцкий» я сыграл эпизодическую роль — генерала Владимира Скалона, который покончил с собой при подписании позорного Брестского мира.
Мои корни в Нижнем Новгороде
— Все знают сериал «Участок», где вы сыграли справедливого деревенского участкового Павла Кравцова. Интересно, а в жизни вы тянетесь душой к простому народу, к русской глубинке?
— Я родился в Москве, но корни мои в Нижнем Новгороде. Меня там всегда воспринимают как родного. Во время гастролей я бываю в Самаре, Саратове, Волгограде или Ульяновске. Все эти города на Волге — моей родной реке. Это я говорю не для красного словца, это моя кровь, мои корни. Если мне надо эмоционально подзарядиться, я мысленно туда переношусь. У меня в кабинете есть большая хорошего качества фотография, мне её сестра подарила на день рождения. На фотографии очень красивое место — Оленья гора, там останавливался Иван Грозный перед походом на Казань. А ещё там Макарьевский монастырь и такой разлив, такое ощущение русского простора, что дух захватывает. Я сделал рамочку и повесил фотографию у себя в кабинете за спиной. Иногда поворачиваюсь, смотрю, вспоминаю, что вот здесь я с дедом на мотоцикле проезжал, здесь заливные озёра, а сюда мы ездили на рыбалку… Корни у человека, если он сам их не отрезает, всегда с ним.
Мечтаю о роли военного
— О какой роли мечтаете?
— У меня не было большой картины про Великую Отечественную войну. Сейчас есть предложения, посмотрим… Тысячу лет назад я, правда, снимался в сериале «В июне 41-го». Меня удивили белорусские ребята-реконструкторы, которые изображали фашистов. Я смотрел на них, и мне было противно и немного странно видеть, с каким упоением они играют фашистов. Они всё точно воспроизвели, вплоть до щёточек и пилочек для ногтей. Знали все звания, устав, говорили по-немецки, некоторые хорошо, кто-то с акцентом. Я спросил: «Ребята, а деды-то у вас воевали?» — и предупредил: «Я буду вас бить серьёзно». Они меня боялись.
— Чем бы вы занимались, если бы не стали артистом?
— Когда мне задают такой вопрос, я начинаю вспоминать все свои роли и понимаю, что, допустим, когда я надеваю форму офицера или просто военную форму, я чувствую себя абсолютно органично. Я даже в школе по начальной военной подготовке всегда занимался на отлично, хорошо стрелял. Это моё. Мой дед был офицером. Но армия — это приказ-исполнение, армия без этого не может. Там нельзя сказать: я подумаю и решу. В общем, я счастлив, что у меня всё совпало — и желание, и реализация — и я стал артистом.
— Как в основном проводите свободное время?
— С семьёй.