В 1956-1957 годах будущий автор знаменитого литературного произведения «Москва — Петушки» жил в общежитии МГУ на Стромынке. Железнодорожные перегоны Чухлинка — Кусково, Кусково — Новогиреево, Новогиреево — Реутово, расположенные в Восточном округе, дали название главам основного произведения Ерофеева — поэмы «Москва — Петушки».
С тем, что связывает Венедикта Ерофеева и его героев с Восточным округом, читателей «ВО» познакомил житель Соколиной Горы, литературовед доктор филологических наук Олег Лекманов, один из авторов вышедшей недавно биографии писателя «Венедикт Ерофеев: посторонний».
В МГУ без экзаменов
В общежитии МГУ на Стромынке, 32 (сегодня это дом 20, здание Российского технологического университета), Венедикт Ерофеев, не переведённый на 2-й курс из-за множества хвостов, поселился в конце августа 1956 года. До этого филологи-младшекурсники жили в общежитии в Черёмушках.
За предшествующий год в жизни золотого медалиста из заполярной Чупы, поступившего на филфак МГУ без экзаменов, произошли две перемены.
Во-первых, он раз и навсегда перестал быть отличником.
— Если зимнюю сессию на 1-м курсе Венедикт сдал на одни пятёрки, то во 2-м семестре на занятия ходить перестал, а во время весенней сессии вообще не являлся на экзамены, — говорит Олег Лекманов.
Мгновенный алкоголизм
Во-вторых, семнадцатилетний студент начал выпивать. Друзья рассказывали, что однажды, бредя по улице, он увидел в витрине водку — паспорта при продаже спиртного тогда не спрашивали, — купил на пробу четвертинку, выпил и «больше этого не кончал». Такой вот мгновенный алкоголизм.
Степени свободы
— В ходе работы над книгой мы опросили 69 человек плюс изучили письма, дневники, воспоминания, фильмы, телепередачи, — говорит Олег Лекманов. — Почти во всех свидетельствах, где идёт речь о пьянстве Венедикта Ерофеева и о его планомерно, своими руками подготавливаемом расставании с МГУ, так или иначе вплетено слово «свобода». В его записной книжке за 1960 год есть высказывание Ницше: «Я — человек, …который ищет и находит всё своё счастье в постепенном, с каждым днём всё более полном духовном освобождении». И алкогольный радикализм Ерофеева, и отказ от возможности получить высшее филологическое образование при явном интересе к литературе и литературному творчеству можно рассматривать как способы продвижения к абсолютной свободе.
Подарок от себя себе
Там же, на Стромынке, Ерофеев написал первое из своих трёх основных произведений — «Записки психопата». Главный герой носит имя и фамилию автора, как позже будет в поэме «Москва — Петушки».
Однокурсники Ерофеева рассказывали, что, пока они были на лекциях, он всё время читал. На тумбочке у его кровати возвышались стопки книг.
Ещё через три года он начнёт вести записные книжки: фиксировать, что показалось важным, делать выписки из того, что прочитал.
На свой день рождения 24 октября 1956 года Венедикт купил «Повести и рассказы» Бунина и надписал: «Мне от меня в день рождения. Будь здоров, сучок».
Новый год в туалете
Неординарно прошла и встреча нового, 1957 года. За пару минут до боя курантов Ерофеев встал, взял бутылку и сказал, что лучше пойдёт в уборную.
— Поскольку долги за 1-й курс Венедикт так и не сдал, к зимней сессии на 2-м курсе его не допустили, — рассказывает Олег Лекманов. А сразу после Нового года вышел приказ об отчислении.
Пока писал, не пил
Потом он с блеском поступал и со скандалом уходил ещё из трёх пединститутов: Орехово-Зуевского, Владимирского и Коломенского. В главах книги «Москва — Петушки», названных по станциям Горьковской железной дороги, отражены и студенческий опыт Ерофеева, и трудовая деятельность.
— В 1968 году Ерофеев работал бригадиром кабельщиков-спайщиков ПТУС — производственно-технического управления связи — Московской области, — говорит Олег Лекманов. — Бригада укладывала кабели связи в разных районах Подмосковья. Летом 1969 года, когда все были в отпуске, в вагончике рабочих-ремонтников на станции Железнодорожная были написаны «Москва — Петушки». Написаны быстро, за полтора месяца, и всё это время Ерофеев не пил: два своих самых любимых занятия он совмещать не мог.