X

Макияж на всю жизнь: Историк из ВАО рассказал о древнем предназначении татуировок

Александр Щупляков/из личного архива

Нанесение татуировки у многих народов являлось частью специальных обрядов

Историку по образованию и реконструктору Александру Щуплякову 27 лет. Шесть лет назад для учёбы в магистратуре он переехал из Твери в Москву. Последний год живёт на Нижней Первомайской улице и работает координатором исторических проектов в Агентстве старинных развлечений. Больше пяти лет он увлекается историей тату. Корреспонденту «ВО» он рассказал, с чего началось его увлечение историей татуировок и к чему привёл его этот интерес.

Тату просятся на выставку

Интерес к тату проснулся после прочтения одной книжки.

— Это была книга норвежского путешественника Тура Хейердала «Фату-Хива». В ней он рассказывает, как провёл с супругой целый год в отрыве от цивилизации на одном из Маркизских островов. Я заинтересовался историей населения этих островов и даже сделал себе на руке маркизскую татуировку. После этого стал изучать историю рисунков на коже.

Сегодня Александр так много знает о татуировках, что собирается организовать выставку, посвящённую традиционным рисункам на коже разных народов.

Вместо паспорта

Татуирование практиковалось у многих народов мира. Древнейшие рисунки на коже насчитывают 2,5 тысячи лет. Они принадлежат мумиям из Пазырыкских курганов Алтая. Археологи нашли на останках изображения животных.

— У маори (коренных жителей Новой Зеландии. — Ред.) существует легенда о появлении та-моко — маски из переплетённых узоров на лице. Один мужчина, которого жена считала недостаточно красивым и потому ушла к любовнику, с горя разрисовал своё лицо, а заодно попросил духов умерших предков сделать картинки на коже несмываемыми. И тогда духи нанесли та-моко на лицо мужчины. И супруга, представьте, вернулась, — рассказал Александр.

В Новой Зеландии та-моко распространены до сих пор. Их делают люди из высших сословий. Узоры означают род занятий, родство, статус. Когда в начале XVIII века европейцы начали торговать с новозеландцами, последние вместо подписи рисовали на купчих грамотах свои та-моко. Именно это позволяло безошибочно идентифицировать автора.

Разрисованный и живой

Нанесение татуировки у многих народов было частью обряда инициации, который фиксировал момент превращения юноши во взрослого мужчину.

— На Самоа, например, для татуирования строили специальную хижину, которую после процедуры сжигали. Мальчикам-подросткам наносили изображения-орнаменты от коленей до пупка. Рисунок делали несколько дней, сопровождая действие песнями и танцами. Татуирование являлось опасным делом: юноши могли умереть от болевого шока или от заражения. Считалось, что, преодолев страх смерти, мужчины лучше будут справляться с жизненными невзгодами.

Приключения Фёдора Ивановича Толстого

Единственное свидетельство о наличии у русов татуировок приводится в сочинении арабского путешественника X века Ахмада ибн Фадлана. Он писал, что некоторые русы были покрыты изображениями деревьев и зверей. В XVII веке преступников начинают клеймить специальными метками. Первыми массово наносить рисунки на тело стали моряки в XIX веке.

— У Льва Толстого был дядя Фёдор Иванович — картёжник, дуэлянт и бабник. Он отправился в кругосветное путешествие с экспедицией Крузенштерна. Моряки, устав от его тяжёлого характера, высадили дядю на Маркизских островах. Вернулся он в Санкт-Петербург уже весь покрытый традиционными маркизскими татуировками, — сообщил Александр. — Татуировку имел и Николай II. Во время путешествия по Японии он сделал себе на предплечье рисунок дракона.

Необычную наколку нашли после смерти на теле короля Швеции и Норвегии Карла XIV Юхана. Латинская надпись гласила: «Смерть королям!» Оказалось, что он сделал её в молодости, когда был революционером и служил в наполеоновских войсках.

Анна Журавлёва :