С сентября на улицах Москвы начал курсировать новый вид общественного транспорта — электробус. Первый электробус по маршруту №73 проходит через ВДНХ, он будет перевозить пассажиров бесплатно в течение месяца — до 30 сентября. Также в первые дни осени в автобусах и троллейбусах столицы убрали турникеты для более удобного прохода в салон пассажиров, а оплатить проезд теперь можно не только с помощью банковских карт, но и смартфонов.
Транспортная инфраструктура города сильно изменилась за последние годы. И планы по совершенствованию этой сферы масштабны. В 2019 году ожидается запуск двух первых маршрутов Московских центральных диаметров (МЦД) — фактически наземного метро, соединяющего столицу с областью и города области друг с другом.
Кроме того, в планах — строительство новых трамвайных линий, увеличение числа магистральных маршрутов наземного транспорта, связывающих отдалённые районы города, открытие новых станций метро и продление веток подземки. О том, как изменилось движение в столице уже сейчас и каким может стать транспорт в мегаполисе будущего, рассказал Максим Ликсутов, заместитель мэра в Правительстве Москвы, руководитель городского Департамента транспорта.
О транспортной инфраструктуре
— Максим Станиславович, расскажите, как изменилась транспортная инфраструктура Москвы за последние годы?
— С 2010 года дорожно-транспортная инфраструктура в столице изменилась кардинально, как не менялась несколько десятилетий до этого. Она стала более комфортной, продуманной и сбалансированной для всех жителей города. Выделенные полосы сделали быстрым и удобным передвижение 2 с половиной миллионов пассажиров наземного городского транспорта. Своё пространство появилось у велосипедистов, для пешеходов обустроили улицы и переходы, для автомобилистов создали новые развязки и дороги. Каждый день на городском транспорте Москвы совершается 19 миллионов поездок — это на 14% больше, чем в 2010 году. В утренний час пик уже 68% жителей столицы добираются на работу на метро, автобусах, трамваях и электричках. Фактически за эти годы мы начали формировать новый транспортный каркас Москвы: открыто 73 новых станции метро и МЦК, построено и реконструировано более 800 километров дорог, развязок и тоннелей.
О «Магистрали» и МЦД
— А удалось решить транспортную проблему отдалённых районов, связать их друг с другом и с центром?
— Для того чтобы связать центр города с отдалёнными районами, с Новой Москвой и с ближайшим Подмосковьем, мы развернули беспрецедентную программу развития рельсового транспорта. Ежегодно вводятся новые станции метро, открыто Московское центральное кольцо, появляются дополнительные железнодорожные пути для пригородных электричек. Благодаря всему этому ежедневные поездки по городу стали быстрее и комфортнее для 2 с половиной миллионов москвичей и сотен тысяч жителей Московской области.
В 2016 году мы запустили сеть наземного транспорта «Магистраль», новые автобусы ходят по выделенным полосам с интервалом 3-5 минут через весь центр, при этом выезжают они из разных районов города. Сейчас сеть «Магистраль» объединяет 46 маршрутов. Город продолжит внедрять такой транспорт во всех округах Москвы.
А появление Московских центральных диаметров сделает столицу ещё доступнее для передвижения. Причём это будет не отдельный железнодорожный транспорт, а часть городского транспорта — наземное метро. Вместе со строительством Большой кольцевой линии метрополитена, а также других линий мы ещё больше свяжем районы столицы друг с другом и получим одну из крупнейших систем метрополитена в мире. К 2023 году протяжённость московского метро должна составить более 1 тысячи километров под землёй и над ней, а количество станций — вырасти до 600. Это почти в два раза больше, чем было в 2010 году, когда мы только начали заниматься развитием Московского метрополитена.
— Как вы считаете, для какого количества пассажиров будут полезны МЦД?
— Как я уже сказал, МЦД — это принципиально новая для столицы система наземного метро, мы создаём её на основе существующей железнодорожной инфраструктуры совместно с ОАО «РЖД», с правительством Московской области и с Министерством транспорта РФ. Суть проекта в том, чтобы соединить действующие радиальные направления и сделать новые сквозные маршруты, которые напрямую соединят города Подмосковья через центр Москвы.
Проект МЦД будет разделён на этапы. Первые два диаметра, МЦД‑1 Одинцово — Лобня и МЦД-2 Нахабино — Подольск, планируются к запуску в конце 2019 — начале 2020 года. Оставшиеся диаметры планируем запустить до 2023 года. По МЦД будут ездить быстрые комфортные поезда, с которых пассажиры смогут пересесть на станции метро, МЦК и на наземный городской транспорт.
Уже на первом этапе реализации проекта общественный транспорт станет доступнее для 3,7 миллиона человек. Это жители районов Лианозово, Восточное Дегунино, Отрадное, Алтуфьевский, Можайский, Митино, Южное Тушино, Покровское-Стрешнево, Щукино, Красносельский, Москворечье-Сабурово, Царицыно, Марьино, Нижегородский, Южное Бутово и других. Удобнее станет ездить и из Подмосковья: из Сколкова, Лобни, Долгопрудного, Одинцова, Красногорска, Подольска, Нахабина.
Об интервалах движения на МЦК
— А насколько востребовано у горожан Московское центральное кольцо — МЦК, запущенное в 2016 году? Планируется ли сократить интервалы движения на МЦК, чтобы пассажиры меньше ждали свой поезд?
— В этом году, по нашим прогнозам, МЦК перевезёт около 120 миллионов пассажиров, что на треть больше, чем в первый год его работы. В будни по кольцу уже совершается 450 тысяч поездок. Москвичам очень нравится этот транспорт: он комфортный, надёжный, имеет бесплатные пересадки на метро. С открытием новых пересадок и с дальнейшей интеграцией с железнодорожными направлениями ожидается ещё больший рост пассажиропотока на МЦК. В 2019 году совместно с ОАО «РЖД» мы хотим сократить интервал движения поездов на кольце ещё на 1 минуту — до 4 минут. Конечно, до интервалов движения метрополитена, которые у нас самые короткие в часы пик — 90 секунд, далеко, но это пока и не нужно.
— Как вы оцените доступность метрополитена для жителей разных районов Москвы? Сколько станций метро построили за последние годы?
— В таком темпе, как сейчас, метро в Москве не строили никогда за всю его более чем 80-летнюю историю. Как я уже сказал, за восемь лет введены в эксплуатацию 73 новые станции метро и МЦК. Это колоссальная цифра. На юге продлена Сокольническая линия, которая сделала ближе Новую Москву. На Замоскворецкой ветке добавлено по станции на юге и севере — «Алма-Атинская» и «Ховрино». Таганско-Краснопресненская линия прошла через густонаселённые микрорайоны на юге в Котельники. Введены новые участки на Солнцевской линии, в частности участок «Раменки» — «Рассказовка», и Большой кольцевой. Люблинско-Дмитровская линия продлена от центра на север и на юг. Продлевались и Бутовская линия, и Арбатско-Покровская. Для сравнения: в Санкт-Петербурге, где находится второй по размеру метрополитен России, за годы его работы открыто 69 станций, а с 2010 года — всего лишь шесть.
Московское метро постепенно приходит во все районы города и, надеемся, будет приходить дальше. Эта программа находится под личным контролем мэра.
О новых маршрутах общественного транспорта
— Планируете ли вы вводить новые маршруты наземного транспорта и изменять старые направления для удобства горожан?
— Маршрутная сеть наземного транспорта — это живой организм, который должен развиваться с учётом появления новых жилых микрорайонов, социальных и культурных объектов. При этом транспорт должен приходить туда заранее, чтобы у нас не было отрезанных от остального города районов. Поэтому мы добавляем и изменяем маршруты в последние годы, в том числе по просьбам москвичей. Всего с 2010 года в городе организовано 148 полностью новых маршрутов. До конца года наземный транспорт будет запущен ещё по 29 направлениям. Добавлю, что расписание наземного транспорта в Москве сегодня соблюдается на 95%, то есть он ходит практически без задержек. В 2010 году расписание соблюдалось на 76%.
Об электробусах и новых поездах
— Расскажите, пожалуйста, об обновлении подвижного состава общественного транспорта в Москве. Насколько удалось обновить парки автобусов, трамваев и поездов за последние годы?
— С 2010 года обновлено уже 40% составов в столичном метрополитене. Новые поезда «Москва» выходят на самые загруженные линии подземки: Таганско-Краснопресненскую, Калужско-Рижскую и Филёвскую. Они на 15% вместительнее обычных вагонов. Благодаря большему количеству мест, улучшенной системе кондиционирования, усиленной шумоизоляции и другим преимуществам поездки пассажиров в таких поездах комфортнее. Причём для Филёвской линии составы «Москва» специально дорабатывали, так как семь станций из 13 на этой линии построены на поверхности земли. В головных вагонах часть сидений установили поперёк, чтобы пассажирам было удобнее смотреть в окна. Кроме того, поезда оснащены улучшенной климатической системой и дополнительной защитой кузова. Полностью обновить подвижной состав на этой линии планируется до конца 2018 года.
В этом году мы получили 292 современных вагона «Москва», всего их уже 556. До конца 2018 года метро получит 206 новых вагонов, а в 2019 году — ещё 552.
Парк подвижного состава наземного транспорта мы тоже продолжаем обновлять. В первом полугодии закуплено 539 новых автобусов, 60 новых трамваев «Витязь-М», до конца года на улицах города появятся ещё 531 новый автобус и 20 трамваев. Это самые современные модели транспорта — экологичные, оснащённые кондиционерами и подходящие в том числе для перевозки маломобильных пассажиров. С 2010 года парк автобусов обновлён на 98%, парк всего наземного транспорта — на 90%.
На маршруты уже вышел самый современный и экологичный в мире вид транспорта на сегодняшний день — московский электробус. Первый электробус №73 проходит через ВДНХ, он будет перевозить пассажиров бесплатно в течение месяца по 30 сентября. До конца 2020 года город закупит 900 электробусов, а с 2021 года вместо дизельных автобусов Москва будет закупать только электробусы.
Кроме того, по решению мэра Москвы, с 1 сентября 2018 года весь наземный городской транспорт начал ездить без турникетов. Москвичи могут заходить в автобусы и трамваи быстрее, пользуясь для оплаты валидаторами в разных частях салона. Таким образом, время посадки сократилось с 5 минут до 30 секунд, длительность поездки по маршруту уменьшилась на 5-20%, увеличилась скорость движения автобусов, поэтому они могут ходить чаще.
Чтобы город не стоял на месте, транспортная система должна развиваться целиком. Поэтому нужно продолжать строить новые станции и линии метро, обновлять подвижной состав современными и комфортными вагонами, электробусами, автобусами и трамваями, в которых можно быстро и комфортно передвигаться по Москве.