Первая вальцовая мельница появилась в столице 135 лет назад
Первая в Москве
Мельничный комбинат появился на нынешней улице Жебрунова в Сокольниках в 1881 году. Предприниматель Антон Эрлангер тогда выстроил на окраине столицы здание вальцовой мельницы, которая выпускала 40 тонн пшеничной муки в сутки.
— До этого мельниц в Москве не было, муку завозили, — говорит директор «Мелькомбината в Сокольниках» Сергей Савостин.
Сейчас в том здании, постройки XIX века, делают ржаную муку — уже более 440 тонн в сутки. Кроме того, мелькомбинат выпускает по 1150 тонн в сутки пшеничной муки, муку блинную, крупу пшеничную, отруби.
Птичку жалко
Во дворе мелькомбината — вереница автомобилей-зерновозов. Урожай везут в Москву из Тамбовской, Липецкой, Рязанской областей.
На крышах машин, на лестницах гигантских элеваторов — стаи голубей.
— Они склёвывают просыпавшееся зерно и остановиться не могут — гибнут от переедания, — говорят работники мелькомбината. — Нам их даже жалко!
С территории комбината продукцию вывозят уже на муковозах — комбинат обслуживает половину хлебозаводов Москвы и несколько — в Московской области. Плюс по магазинам столицы разъезжаются тысячи одно-двухкилограммовых пакетов с мукой.
Купаж из зёрен
— В начале 1990-х годов на комбинате было установлено самое современное на тот момент швейцарское оборудование. Оно прекрасно работает до сих пор. Процесс измельчения зерна полностью автоматизирован. За линией следят всего три человека, которые при необходимости могут что-то отрегулировать, — говорит директор.
Регулировать приходится чаще всего по требованию лаборатории. Если исследования муки показывают, что в ней, например, слишком мало клейковины — технологи просят добавить в сырьё пшеницу с более высоким её содержанием. Слишком много клейковины (а это тоже непорядок, хлеб будет невкусным) — подсыпают зерно из другой партии.
— Мука — это всегда купаж, смесь из разных зёрен, — говорят сотрудники комбината. — Например, мука из пшеницы Центрального Черноземья — более белая. Зато у муки из сибирской пшеницы — более ароматный, хлебный запах. При этом пшеница может быть одного и того же вида, но в разных регионах у зерна оказываются разные свойства.
Заходим в фасовочный цех — работает опять же автоматика. Рабочие лишь подкладывают стопки бумажных пакетов и следят за порядком на конвейере. Машина «хватает» пакет из стопки, расправляет его, внутрь сыплется мука, запечатывается «горловина»… Буквально 30 секунд — и армия пакетов с мукой уже готова к отгрузке в магазины.
Благородная профессия
Директор мелькомбината Сергей Савостин в юности не думал, что станет мукомолом. Окончив энергетический институт, он более десяти лет работал инженером-энергетиком на «Метромаше» в районе Метрогородок. В 2007-м стал главным инженером зернового холдинга «Настюша», к которому относится мелькомбинат, а через несколько лет занял пост руководителя предприятия в Сокольниках.
— У меня хорошая профессия, одна из самых древних и самых благородных, — считает Сергей Дмитриевич. — А домой я покупаю только муку нашего завода, я уверен в её качестве.