«Отец в тюрьме, мачеха на Кавказе»
Одной из первых художественных картин, где запечатлен парк «Сокольники», стал вышедший в 1955 году на студии имени Горького фильм «Судьба барабанщика». Здесь снимался ключевой эпизод фильма – вечер, когда 12-летего Сережу, который остался в Москве один («отец в тюрьме, мачеха на Кавказе») вовлекают в шайку подростков-воров.
Фото: Кадр из фильма «Судьба барабанщика»«Пойдем в парк!» — зовет Сережу сосед Юрка, парень лет 16, без пяти минут бандит. В парке их ждут. На фоне пруда с безмятежно скользящими по поверхности лодками у Сережи выманивают деньги, поят пивом в решетчатой беседке, где расположен ресторан, вытаскивают из кармана ключи недалеко от чертова колеса — так раньше называли колесо обозрения.
У булочной на Русаковской
Через двадцать пять лет Станислав Говорухин, будет снимать в Сокольниках два фрагмента культового фильма «Место встречи изменить нельзя».
Первый – встреча Шарапова с невестой Варей Синичкиной, он ждет ее у арок метро, раньше там был разворотный круг для автобусов. Второй – тоже свидание, но деловое, которое имело неожиданный исход. Шарапов приходит к булочной на углу Русаковской улицы и Сокольнического переулка, чтобы встретиться с Аней, подругой Фокса. Но договориться не удалось – к нему подошли, посадили в фургон с надписью «Хлеб» и увезли.
Фото: кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»После съемок фильма четырехэтажный дом, где была булочная, простоял еще несколько лет, его снесли в 80-е, когда расчищали Сокольническую площадь.
МИУ еще не котировался
Киносудьба станции метро «Выхино» началась, когда станция носила название «Ждановская». В 1977 году сюда приехала съемочная группа фильма «Баламут», чтобы снять сцену встречи 19-летнего Вадима Андреева – по роли — Петя Горохов из деревни Дядьково, который «учится на начальника», и Евгении Симоновой, которая сыграла беременную преподавательницу английского языка Валентину Николаевну. Почему авторы фильма выбрали для парня из глубинки именно Московский институт управления, большого секрета нет.
— Тогда МИУ только-только преобразовался из МИЭИ — Московского инженерно-экономического — и переехал на «Ждановскую» из центра Москвы, — говорит выпускница МИУ 1983 года Елена Александрова. — Особо этот вуз не котировался, сюда шли те, кто не мог поступить в МГУ — про управление как науку в СССР еще мало кто слышал.
Фото: кадр из фильма «Баламут»Вадим Андреев свою первую роль оценивает очень критически. Он считает, что мало что еще умел, был зажат, да и сценарий Сергея Бодрова — старшего тоже не кажется выдающимся. А для 23-летней Евгении Симоновой неглавная роль преподавательницы стала переменой амплуа — одновременно она снималась в «Обыкновенном чуде».
Жителям Вешняков и Выхина нравится, когда «Баламута» повторяют по телевизору, за исключением сцены, где героиня Симоновой собирается сесть в поезд.
— Это снималось на платформе, откуда тогда — и еще 25 лет после этого — можно было уехать только в депо, — говорит Михаил Мясников с улицы Молдагуловой. — В кадре на часах 14.10, видно, что на противоположной стороне народу много, а здесь — ни одного человека.
По главной улице – с пересадкой
«По главной улице с оркестром»Через восемь лет, в 1986 году режиссер Петр Тодоровский, снимая здесь же, на «Ждановской» фильм «По главной улице с оркестром», этой ошибки избежал. Но зато сделал несколько других.
Главный герой – преподаватель сопромата того же Института управления и гитарист виртуоз-самоучка в исполнении Олега Борисова – и садится в вагон, и выходит на правильной платформе, но для тех, кто живет поблизости, его маршрут все равно выглядит неправдоподобно.
— Сначала герой Борисова едет электричке – по всей видимости, из Люберец или из Раменского, а потом – вместо того, чтобы выйти по подземному переходу в город и направиться к месту работы — МИУ буквально напротив, зачем-то садится в вагон метро — как будто куда-то едет, но в следующем кадре выходит на той же «Ждановской», только с другой стороны, — говорит жительница дома 17 на улице Красный Казанец Анна Панкратова.
Фото: кадр из фильма «По главной улице с оркестром»И это не все. Оказавшись – еще раз — напротив входа в МИУ, он садится в автобус — снова едет, а в следующем кадре оказывается в аудитории у доски, исписанной формулами.
— Понятно, что кино это условность, и режиссер хотел показать, что герою долго и утомительно добираться на работу, и совсем туда не хочется – но все равно — каждый раз режет глаза и досадно становится, — считает жительница ВАО.
Смертельная платформа
К моменту выхода на экраны фильма «Убийство на «Ждановской» (1992) станция уже три года как была переименована в «Выхино». Старое название вывешивали только в дни съёмок.
Сюжет основан на реальных событиях, произошедших на «Ждановской» ровно 37 лет назад. 26 декабря 1980 года, в свой 40-й день рождения, майор КГБ Вячеслав Афанасьев (в фильме — Анохин) ехал домой с продуктовым «набором»: коньяк, кофе, копчёная колбаса. Заснул в вагоне, а на конечной его разбудили хорошо выпившие сотрудники отделения милиции Ждановско-Краснопресненской линии. Увели в служебку, избили, отняли выпивку и еду, снова били. Узнав, что произошло, милицейское начальство приняло решение инсценировать нападение на бытовой почве. Его отвезли за город и выбросили из машины. Он умер в новогоднюю ночь, не приходя в сознание, а делом занялась прокуратура
Фото: кадр из фильма «Убийство на Ждановской»
Прототипом главного героя — следователя Глеба Ярина, которого сыграл Иван Бортник, стал руководитель группы, проводившей расследование, старший следователь по особо важным делам при генеральном прокуроре СССР Владимир Калиниченко. Он же был автором сценария и консультантом. Показывая актёрам, как вести разговор с преступником, чтобы тот раскололся, следователь так вошёл в раж, что режиссёр хотел предложить ему главную роль — его самого.
Погиб через год после съемок
Финал фильма стал пророческим для Игоря Нефёдова, сыгравшего Андрея, молодого помощника Ярина. Это его последняя роль. Раздосадованный Андрей (расследование, добравшееся до верхних эшелонов власти, по распоряжению свыше приказано закрыть) собирается передать копии материалов о злоупотреблениях в силовых структурах за границу. Его выслеживают и сталкивают под поезд метро, правда, на другой станции — «Отрадное». 33-летнего актёра не стало через год: он покончил с собой.