Несколько месяцев назад она стала ещё и приёмной мамой для двоих подростков. Накануне 8 марта Наталья рассказала «Восточному округу» о своей семье и своей работе.
Многодетные были исключением
– Я сама из многодетной семьи, – говорит Наталья. – У меня четыре сестры. Это сейчас многодетная семья – в порядке вещей, а в те годы мы были исключением.
Женская линия продолжается и в следующем поколении. У Натальи три дочери – 15-летняя Вика, 11-летняя Рита и 4-летняя Ангелина. Но недавно в семье появился первый сын.
– Мы собирались взять мальчика 4-5 лет из детского дома, ровесника младшей дочки, – рассказывает Наталья. – При этом Ангелина, когда молилась по вечерам, всегда благодарила бога за то, что у неё скоро появятся братик и сестричка. Мы говорили – нет, сестрички не будет! Но получилось так, что в нашей семье действительно появились двое детей, причём значительно старше – 16-летняя Таня и 14-летний Кирилл. Наши дочки с ними уже подружились.
Стала парикмахером ради общения
С детьми из детских домов Наталья начала общаться вскоре после рождения второй дочери. Она участвует в проведении праздников, вместе с мужем они ведут занятия в детдомовских клубах для девочек и для мальчиков соответственно. На выходные берут детей из интерната домой.
В квартире все гости не умещались, поэтому семья переехала в арендованный коттедж на Большой Косинской улице, где места побольше. Наталья, воспитатель по образованию, ради работы с детдомовцами получила второе образование – дефектолог. А ещё научилась парикмахерскому искусству.
– Ребята приходят постричься – вот и повод с ними пообщаться, – говорит она.
Почему подростки не хотят в семью?
Каждое лето Наталья с единомышленниками, арендуя базы отдыха, организует лагеря, куда приезжают ребята из детских домов, из приёмных семей, взрослые выпускники интернатов. Деньги на поездку собирают через благотворительные пожертвования.
В этом году они собираются вывезти на море сотню детдомовцев из Ивановской области.
Поработать здесь волонтёрами приглашают семейные пары, подумывающие об усыновлении ребёнка.
– Была, например, одна девочка, лет 14, которая была настроена очень депрессивно. Тем не менее её взяла в семью женщина, познакомившаяся с ней в нашем лагере. Сейчас эта девочка очень изменилась, — отмечает Наталья.
Впрочем, по словам Натальи, детдомовские подростки, в отличие от малышей, уже не очень-то стремятся в семью.
– Помню, мальчика 13 лет брали в семью, так он вскоре попросился обратно — не понравилось, что нельзя гулять всю ночь напролёт, надо слушаться…
Недавно Наталья побывала на встрече выпускников детского дома в Подмосковье.
– Грустная картина, конечно, – рассказывает она. – Пришло человек 30, им по 18-25 лет. И из них только у двоих всё хорошо – есть работа, семья. Среди остальных многие пьют, принимают наркотики. Всё-таки нужно детей устраивать в семьи. Мы поняли, что именно это – главное.
Возьмем ещё одного мальчика
Несмотря на миллион забот, Наталья успевает уделять время и своей семье.
– Мы все любим петь, дочки занимаются в музыкальной школе. Любим принимать гостей, часто ходим на мюзиклы.
Наталья официально работает воспитателем — но в семейном детском саду, присматривает за дочкой и племянниками. А её муж, столяр и реставратор мебели, недавно стал студентом – учится на историческом факультете.
– Мы не отказались от идеи взять в семью и маленького мальчика, – добавляет Наталья. – Правда, чуть попозже, может быть, через год, когда старшие дети адаптируются.