Владимир Ляпчев — известный на всю Россию и её окрестности мастер топиара, или фигурной стрижки деревьев и кустарников. Он родился в Сибири, потом переехал в Тольятти, а учился на истфаке МГПУ им. Ленина в Москве. Его интерес к уходу за растениями зародился в «Сокольниках». Владимир поделился с «ВО» секретами топиарной стрижки.
— В студенчестве я жил на улице Космонавтов и по утрам бегал в «Сокольники», купался в озере и ехал на учёбу. Этот парк всегда был одним из самых зелёных уголков Москвы, — говорит мастер.
Начал с детсада
— Когда вы начали заниматься топиаром?
— К 38 годам у меня было два высших образования и 14 записей в трудовой книжке — от дворника до гендиректора. Но я продолжал искать профессию, в которой бы совмещались искусство и природа. Я пошёл стричь кусты в детском саду, потом устроился садовником в частный коттедж, а уже через год меня позвали на ТВ в передачу о ландшафтнм дизайне.
Кустарник стригут в форме трапеции
— С чего начинается обучение топиару?
— Нужно научиться выстригать простые геометрические фигуры: конус, куб, шар, пирамиду. Но мне больше нравятся абстрактные формы: они стильные и простые в уходе. Классика топиара — это ещё и живая изгородь. Её надо стричь в форме трапеции: широкий низ и зауженный верх, так как верх нарастает быстрее.
Некоторые понимают под топиаром стрижку растений в форме животных. Я считаю, что анималистика хороша только для эксклюзивных арт-объектов, но не для целого парка. На фоне слоника из листьев приятно фотографироваться, но такие фигуры быстро надоедают и требуют беспрерывного ухода.
Деревья с куполами
— Но вы как опытный мастер экспериментируете с формой?
— Да. Однажды я благоустраивал сад с видом на храм с тремя куполами. Я сказал хозяйке, что проголодался, и она уехала за продуктами. Пока её не было, я подстриг макушки в форме куполов. Работу назвал «Два храма». Хозяйка была в шоке, но ей понравилось.
Приезжая на заказ, я сразу прошу у хозяев старые капроновые колготки. Это отличный подвязочный материал: прочный, эластичный, под цвет коры. В одном саду до сих пор стоят три связанных колготками можжевельника, подстриженных так, словно составили пирамиду из блюдечек.
Японское дерево в русском саду
— А как дело с топиаром обстоит за рубежом? Вам есть чему у них поучиться?
— Конечно. Я специально ездил в питомник Волоколамска на мастер-классы японцев. Они рассказали о технике бонсай — «растение в плошке», когда миниатюрные деревца выращиваются в горшках. А применение бонсая к садовым деревьям называется «ниваки»: оголяют ствол, чтобы подчеркнуть его красоту, и акцентируют внимание на отдельных ветвях.
Японцы считают, что наиболее гармонично смотрятся деревья в форме неправильного треугольника. Поэтому и дерево в целом, и отдельные ветки приводят к треугольным формам. У японцев цифра четыре — символ смерти, поэтому от дерева должно отходить три или пять веток.
Шапкой по яблоне
— Что посоветуете садоводам при обрезке плодовых деревьев?
— Есть поговорка: если через крону дерева пролетает шапка, то оно обрезано правильно. Каждой ветке, листу и плоду должно хватать солнца. При слишком густой кроне плоды зреют только на периферии.
Чем горизонтальнее ветка, тем больше на ней плодов. Направлять ветки можно отгибанием. Кладём мягкую подкладку, чтобы не повредить кору, и верёвкой тянем ветку к земле. Закрепить её можно анкером или колышком.
С середины апреля до окончания майских праздников в растениях идёт активное сокодвижение и их трогать нельзя. Потом можно резать всё лето и осень. Мартовская обрезка стимулирует развитие побегов, а летняя — тормозит.
Главное — аккуратный срез
— А чем лучше обрабатывать срезы?
— Эффективность замазок и садового вара никем не доказана. При аккуратном срезе в местах отхождения ветвей или почек дерево само затянет рану. Рассадником заразы становятся зазубрины, пеньки и мёртвая древесина.