Каждый ребёнок развивается по индивидуальному плану в специальной среде
Модное словосочетание «Монтессори-педагогика» вошло в нашу жизнь. Какие особенности и преимущества по сравнению с обычным обучением, рассказала социальный педагог территориального отдела «Северное Измайлово» городского психолого-педагогического центра Елена Гринь.
Выбирай любую зону
Методика названа по имени итальянского врача и педагога Марии Монтессори, которая в начале XX века начала разработку своей системы, работая с детьми с особенностями развития, в том числе с умственно отсталыми малышами. Эти ребята на олимпиаде в Риме показали результаты, даже превышающие достижения их здоровых сверстников. Тогда Мария Монтессори решила применить свой метод для работы с обычными детьми и посвятила всю свою жизнь его совершенствованию и распространению. Результатом этой огромной работы стало наличие успешно работающих монтессори-групп во многих странах мира. Дети, имеющие особые образовательные потребности, также не остались без внимания. Последователи Марии Монтессори разработали и успешно применяют методику для работы с ребятами, которые в силу ограниченных возможностей здоровья не могут посещать обычную группу. Это направление называется монтессори-терапия.
В традиционной дошкольной группе предлагаемый материал распределен по предметам (математика, развитие речи, и т. д), расписание составляется преподавателями и методистами, в один день преподносится какой-то один «кусочек знания» ребятам одного возраста. При этом случается, что кто-то из детей усваивает материал быстрее, ему приходится ждать остальных, не имея возможности двигаться вперед или переключиться на другое занятие или игру, а кто-то работает медленнее и не успевает за темпом группы. Трудно и тем, кто часто болеет, пропускает занятия.
Пособия, даже самые интересные, доступны только во время занятия. Не всегда при этом всем ребятам группы хватает времени их изучить.
Монтессори-группа устроена по-другому. В группе одновременно находятся дети разного возраста, с 1,5 до 3 лет в «тоддлер»-классах, с 3-х до 7 лет — в дошкольных группах. Группа представляет из себя просторное помещение, наполненное всем необходимым материалом для всех её участников и сопровождаемая монтессори-педагогом и ассистентом, имеющими соответствующее образование. Этот класс с оборудованием называется «подготовленной средой».
Главный принцип Монтессори-методики — каждый ребёнок развивается по индивидуальному плану в этой специально подготовленной среде. Эта среда является для ребят маленькой моделью мира, с которым им так хочется познакомиться. Класс дошкольной группы разбит на 4 зоны – это зоны упражнений практической жизни, сенсорики (развития и утончения чувств), развития языка и ознакомления с окружающим миром, математики.
Внутри каждой зоны материал располагается в определенном порядке, от простого к сложному. Все пособия доступны для ребенка, он сам может выбрать то, чем ему заниматься.
— Задача педагога – наблюдать и правильно представить ребенку основной способ работы с этим материалом. А в дальнейшем – охранять его свободную работу, — говорит Елена Станиславовна. Ребенок может сам выбрать, как долго он будет заниматься с материалом, придумывать упражнения, объединять несколько материалов, может работать один или в компании друзей, может вернуться к своей работе в другой день, после болезни начать с того места, на котором остановился.
Старшие с удовольствием показывают младшим то, чему научились, малыши, даже самые стеснительные, с удовольствием принимают приглашение к работе от старших товарищей.
В группе царит атмосфера доброты, отсутствия конкуренции. Зачем ссориться, если всегда можно выбрать что-то интересное? Для ребят важно также наличие настоящих, «взрослых» вещей, которые им не всегда доверяют дома. Например, осваивая упражнения «зоны практической жизни», наши воспитанники полируют красивые металлические фигурки, заплетают косички, стирают настоящие полотенца, гладят, шьют, чистят обувь, убирают мусор и т.д. Для работы используются настоящие, но специального «детского» размера предметы. Малыш делает всё «как мама и папа », а в это время педагог имеет большие возможности для развития его словаря, ведь действия происходят в реальной жизни с реальными предметами, а не на картинках.
Тревожные дети, видя такое множество доступных им интересных вещей, быстрее отпускают родителей, успокаиваются.
— Была у нас тревожная девочка – не могла в 3 года отпустить маму, первое время я ходила с ней за ручку, она боялась не только артистов и ростовых кукол, но и проходящих мимо неё ребят. Теперь она сама читает стихи на сцене, поёт, стала очень свободным человеком, — вспоминает педагог. -Часто к нам в гости приходят школьники, наши выпускники. Часть монтессори – материала дошкольной группы интересна и школьникам, например начинающим изучать геометрию!
Кроме работы с материалом, на занятиях есть специальные групповые упражнения для развития социальных навыков («уроки изящества и любезности»), координации движений тела, развития воли.
Проживая чувства
Связано такое обучение с так называемыми сенситивными периодами. Считается, что ребенок от рождения и до 7 лет проходит этапы особой психической и физической восприимчивости, в которых он легко и быстро усваивает новые знания и навыки. Эти промежутки времени проходят безвозвратно, поэтому их нужно «поймать».
Всего периодов шесть: развитие речи (0–6 лет); восприятие порядка (0–3 лет); сенсорное развитие (0–5,5 лет); восприятие маленьких предметов (1,5–2,5 года); развитие движений и действий (1–4 года); развитие социальных навыков (2,5–6 лет).
Малышу интересно все трогать – ему предъявляют и называют виды поверхностей – шершавая, гладкая, позже показывают шершавые буквы и цифры, предлагают рассортировать предметы разной фактуры с закрытыми глазами.
Период восприятия мелких предметов используют , предлагая пересыпать, переложить зерна, не просыпав ни одного, развивая координацию движения рук, усидчивость, а также для развития счёта – предлагая сложить количество бусинок в десяток.
В Монтессори-педагогике не стоит задача научить что-то делать рано – например, читать (хотя это часто происходит). Важно дать детям прожить полностью все периоды его дошкольного детства, задействовать все возможности его растущего организма. Благодаря всестороннему проживанию всеми органами чувств дети более глубоко понимают тему, могут освоить большой объём информации из разных сфер знаний.
Все материалы, разработанные Монтессори , позволяют решать прямые и косвенные задачи. Намыливая поверхность стола и взбивая пену, ребенок узнает о столбиках и строчках, которые ему понадобятся в школьной тетрадке, сметая мусор со стола – учится ориентироваться в пространстве. Перекрестным движением рук сметаем сначала метелкой справа, сверху, слева, снизу в центр, затем работаем двумя руками- совочком и метелочкой … Так развивается межполушарное взаимодействие как основа познавательной активности.
Дроби на «отлично»
Ещё один эффект использования этой методики – отличное освоение математики.
— В группе дети играют с эталонами — метром, сантиметром, дециметром. И не просто играют, а осваивают сложные математические понятия на практике. На коврике во всей красоте перед ребятами раскрывается десятичная система. А математические действия ребята «проживают», занимаясь со знаменитым «золотым материалом». Поверьте, детей, понимающих с раннего детства математику, немного, а наши шестилетки просят дать им задания посложнее, например заняться сложением, вычитанием, умножением или делением четырёхзначных чисел, — поясняет монтессори-педагог.
Кстати, благодаря знанию дробей, такие дети очень легко учатся сольфеджио в музыкальной школе.