Сервис быстрого вызова такси без звонка диспетчеру, да ещё и с возможностью следить за выполнением заказа по карте, для москвичей давно перестал быть новшеством. Что на практике получили водители и пассажиры, выяснил «Восточный округ».
Такси за семь минут
Заказать машину с помощью сервиса очень просто: на сайте или через мобильное приложение. Среднее время ожидания такси — всего семь минут. Достаточно указать адрес, выбрать удобное время подачи и тариф. При необходимости можно оставить пожелания, например, что в машине непременно должен быть кондиционер, детское кресло или некурящий водитель. «Яндекс» готов выполнить все ваши условия.
Если же в кармане вместо смартфона лежит обычный мобильник, а ехать очень нужно, не спешите ловить частника. Достаточно отправить СМС на номер 3443 с адресом, например: # Измайловский бульвар, 77. Автомобиль отправится за вами уже через мгновенье.
Для клиентов все вроде очень даже удобно, в том числе и стоимость, которая при выборе тарифа «Эконом» составит 199 рублей за первые 10 минут, а каждая последующая минута будет оцениваться в 15 рублей.
Снижение холостого хода
Принцип работы сервиса не замысловат: любой легальный таксист, предварительно получивший разрешение на свою деятельность, подписывает договор с «Яндексом» и получает навигатор со специальным программным обеспечением. Взамен на заказы — комиссия с каждой поездки.
Сотрудничать с водителями напрямую сервис не будет — нужно обязательно работать с любой службой такси, являющейся партнером «Яндекса».
Сотрудничать с водителями напрямую сервис не будет — нужно обязательно работать с любой службой такси, являющейся партнером «Яндекса».
При подключении водителям обещают увеличение числа заказов, снижения холостого хода и нагрузки на диспетчерскую. Однако далеко не все таксисты в восторге от доминирования онлайн-приложения на рынке заказов, а некоторые таксопарки и вовсе обвиняют сервис в монополизме.
Все водители обязаны проходить проверку в своих таксопарках. На распределение заказов в будущем будет влиять рейтинг водителя, который будет складываться из оценок клиентов и статистики поездок. Ещё один способ проверки водителей — контроль на линии. Контролёр делает заказ через систему и проверяет прибывший автомобиль: оценивает наличие документов, внешний вид машины и салона, соответствие автомобиля пожеланиям клиентов. Обо всех нарушениях сообщается в таксопарк. Со злостными нарушителями сотрудничество прекращается.
Монополист на рынке
«Что представлял рынок такси в Москве несколько лет назад? Множество компаний, каждая занята саморекламой, неплохая конкуренция. Что представляет сейчас? Монополист — одна штука, множество компаний, лишившихся бизнес-самостоятельности», — пишет на страничках Интернета директор небольшой службы такси Яков Голованов.
После входа на рынок сервис-агрегатора «Яндекс.Такси» судьбы мелких компаний действительно определились очень быстро: реклама мгновенно стала для них невыгодной, все они быстро стали придатком «Яндекса», вынужденные работать на его условиях. Многие крупные компании постигла та же участь.
А как тут заработать?
«Заработок водителя такси в Москве при графике 8 часов за рулем 5 дней в неделю составляет 24 тысячи рублей в месяц. Аналогичный уровень дохода был в 2008-2010 годах, а отсутствие роста заработной платы водителя такси вызвано действиями нового сервиса-агрегатора», — сетует на одном из форумов интернет-пользователь и водитель Станислав. И ведь действительно, как тут заработаешь, если от суммы каждого заказа «Яндекс.Такси» отчисляет себе 8%.
— А как тут заработать? — жалуется мне водитель Владимир. — Комиссию задрали, а тарифы низкие. Иной раз за десятки километров пассажира везешь, время тратишь, а оплата всего 600 рублей. У меня аренда моего Hyundai Solaris в день 1500 рублей стоит, и бензин к тому же. Выходит, заказ мне невыгоден, а отказаться нельзя — рейтинг пострадает.
А ещё на «Яндекс.Такси» жалуются водители-частники — клиенты их теперь не жалуют, говорят, что на такси дешевле.
Но рынок есть рынок. Штука жесткая. Нам-то пассажирам что важно? Чтоб быстрее, дешевле и безопаснее.
Но рынок есть рынок. Штука жесткая. Нам-то пассажирам что важно? Чтоб быстрее, дешевле и безопаснее.