X

Московские валы насыпали для борьбы с контрабандой

Высокая земляная насыпь, вооружённые стражи в полосатых будках, конные патрули — так выглядел не какой-нибудь военный лагерь, а граница Москвы всего пару веков назад. Теперь об этом напоминают лишь названия некоторых улиц.Высокая земляная насыпь, вооружённые стражи в полосатых будках, конные патрули — так выглядел не какой-нибудь военный лагерь, а граница Москвы всего пару веков назад. Теперь об этом напоминают лишь названия некоторых улиц. 

В Восточном округе их шесть: парк Сокольники огибают с юга Сокольнический вал и Олений вал, за Яузой следует Богородский вал, а от Преображенской площади на юг идёт Преображенский вал, затем Измайловский вал и Семёновский вал. В этой топонимической цепочке есть только один разрыв — Краснобогатырская улица, поглотившая когда-то Черкизовский вал.

История валов началась с … водки. Точнее, с московских винных откупщиков, которые брали у государства подряды на поставку крепких напитков и вынуждены были всячески бороться с корчемниками — изготовителями-«подпольщиками». Те были настолько опасными конкурентами, что откупщики создали свою компанию и на собственные деньги (а барыши у них были немалые) начали возводить вокруг первопрестольной земляной вал, который назвали Компанейским. 
Позднее за корчемников взялась Камер-коллегия (налоговый орган) и с 1742 года вал стал называться Камер-коллежским. Он же стал таможенной границей Москвы — до 1754 года в России действовали внутренние таможни, и заезжие купцы должны были платить внутренние пошлины. Все дороги, ведущие в город, контролировались заставами, названными по близлежащим сёлам или районам, как например, Преображенская и Семёновская.
В 1806 году Камер-коллежский вал стал официальной границей города, а с 1864 года он разделял территории, подведомственные Московской городской думе (внутри вала) и Московскому уездному земству.

Юрий СТАРОДУБОВ

annasyrtseva :