В трудные 1930-е годы завод был построен и запущен. В годы Великой Отечественной войны его изобретательным способом уберегли от бомбежек и от необходимости эвакуации. В 1960-е годы из отходов основного производства стали делать полипропилен — синтетический материал, который быстро нашел широкое применение в быту. Рубеж ХХ — ХХI веков стал периодом, когда предприятие пережило кризис, но с честью вышло из него. Подробности в материале газеты «Вечерняя Москва».
Как выглядел типичный российский завод в 1990-е годы? Половину цехов сдали турфирмам, сотрудники, кто поактивнее, ушли в «челноки». На оставшихся работников буквально молятся и лишнего с них не требуют: какие уж там прорывы, какие новые проекты! И только в начале 2000-х годов становится полегче. На Московском нефтеперерабатывающем заводе все получилось наоборот: тяжелые времена стали для него периодом обновления, а вот самое начало ХХI века — эпохой суровых испытаний. Последствия экономических реформ не обошли Московский нефтеперерабатывающий завод стороной: к 1992 году коэффициент использования мощностей сократился почти на треть. Осенью 1994 года на столичном рынке разразился «бензиновый кризис»: сырье обходилось чересчур дорого, а отпускные цены на горючее устанавливались очень низкие, производить его было невыгодно. Завод в то время перерабатывал вдвое меньше нефти, чем полагалось. Предприятию помогли городские власти: они нашли новых поставщиков сырья.
Ни единого квадратного метра площадей не сдали в аренду. Более того — решились на строительство новых цехов. Руководство завода сделало ставку на «нефтехимический хвост» — этим забавным словосочетанием называют дополнительные мощности по переработке побочных продуктов. Это влекло за собой расходы и риск, но в конечном счете принесло выгоду, потому что руководство верно оценило рыночную конъюнктуру. Например, в Московской области был огромный спрос на дорожный и строительный битум — и в 1994 году завод запустил самое крупное в стране производство этого современного материала. В 1995 году закончилось трехлетнее строительство комплекса по производству полипропилена — этот пластик с каждым годом становился все востребованнее.
— Если бензин все еще могут привезти в Москву со стороны, то по полипропилену мы все равно останемся в числе редких поставщиков, — объясняло руководство завода.
В 1995 году на заводе наметился рост производства, а в ноябре он даже получил официальный сертификат «Лидер российской экономики». Из всех нефтеперерабатывающих предприятий страны он оказался самым загруженным. Причем заботились не только о количестве продукции, но и о качестве, и об удобстве ее использования. Сегодня уже не верится, но когда-то производимое заводом топливо перекачивалось на загородную нефтебазу в 40 километрах от Москвы. Туда приходилось гонять на заправку бензовозы, а потом возвращать их в столицу. В 1995 году на заводе построили автоматизированные наливные станции и стало можно заправлять бензовозы прямо там. В 1996 году Московский НПЗ первым в России стал производить моторные топлива, отвечающие стандартам «Евро-2». Это позволило правительству города ввести запрет на использование в Москве топлива низкого качества.
К 1997 году уже 90% производимого на заводе бензина соответствовало европейским требованиям. Началось новое тысячелетие, российская промышленность вздохнула свободнее. А Московский нефтеперерабатывающий завод накануне своего 65-го дня рождения впервые оказался на грани остановки. Такого не было ни в Великую Отечественную войну, ни в девяностые. В начале 2002 года возникли неожиданные перебои в поставках сырья и отгрузках товара. Летом того года на завод поступила лишь половина необходимого количества нефти. А ведь установки должны все время работать на полную мощность: останавливать их и потом запускать вновь себе дороже. Предприятие тогда спасла помощь руководства города и внутренняя мобилизация. К сентябрю контракты с поставщиками перезаключили.
Материальные потери могли быть ощутимее, не проведи МНПЗ как раз накануне кризиса большую работу по переходу на сберегающие сырье и энергию методы. Например, к 2001 году обновили печи на одной из установок, что позволило сократить потребление топлива. Поставили утилизационные контура, которые сокращают потерю тепла. И если в 1998 году бесследно улетучивалось почти 20% потребленной заводом энергии, то в2002 году этот показатель сократился до 15%. Замена кабельных линий и трансформаторов позволила эффективнее сберегать электричество. В 2002 году в воду, которая используется в установках, стали добавлять реагенты, мешающие образованию накипи. От этого холодильники стали дольше обходиться без ремонта, а нагрузка на очистные сооружения всего за год уменьшилась на 16%.
Сэкономленные средства частично компенсировали убыток от недополученной прибыли. Ив том же 2002 году, через несколько месяцев после инцидента с поставками, завод торжественно открыл две новые установки — по производству эфиросодержащего высокооктанового компонента бензина (ТАМЭ) и по гидроочистке дизельного топлива. Завод переживал сложное время, доказывая, что постоянный поиск и движение вперед — лучшее лекарство от кризиса. Впереди предприятие ожидали переход под управление «Газпром нефти» и самая масштабная модернизация во всей истории российской промышленности.