Программа благоустройства расширяет наши знания о прошлом столицы
Столичные лингвисты расшифровали надпись на старинной персидской чаше. Артефакт нашли строители при проведении благоустройства летом 2017 года. Учёные реставрируют сосуд и передадут его в музей находок «Моей улицы», чтобы показать его жителям Москвы, сообщил глава департамента культурного наследия мэрии Алексей Емельянов.
Гимн дружескому застолью на Биржевой
Как сообщали ранее СМИ, во время раскопок в районе Биржевой площади на глубине 3-х метров под слоем земли рабочие нашли деревянный сруб. Внутри остатков постройки лежал боевой топор, шлем, фрагменты кольчуги, монеты времен Ивана Грозного и несколько фрагментов чаши для питья. Как сначала подумали историки, на верхний обод сосуда был нанесён декоративный узор. Однако затем, при тщательном изучении, удалось рассмотреть, что это не просто украшение, а текст на фарси. Почти 2 месяца понадобилось языковедам, чтобы прочитать надпись. Это оказались стихи известного автора Хафиза Ширази, придворного поэта шаха Ирана. В них говорится о радости застолья с добрыми друзьями.
— Виночерпий, светом вина озари нашу чашу, певец, спой, что дела мира пошли по нашему желанию. Мы в нашей чаше видим отражение лица друга,
Никогда не умрет тот, чье сердце оживлено любовью, записана в тетради мироздания наша вечность, — писал поэт в XIV веке.
Как отметил глава департамента культурного наследия мэрии, с каждой новой находкой историки узнают чуть больше об истории нашего города, о том, какие люди населяли его много веков назад, об их быте, увлечениях.
— Уже в те далекие годы Москва обладала всеми признаками мегаполиса своего времени, объединяя интересы людей из разных государств — как торговые, так и культурные, — сказал Емельянов.
Лицом к лицу с историей
Персидская чаша далеко не единственная находка, которую обнаружили при проведении работ по благоустройству нашего города. Этим летом на Сретенке нашли кремневый резец эпохи неолита, а на Покровском бульваре его мезолитический аналог, фундаменты 4 древних церквей, колодец времен Екатерины II, финно-угорскую «шумящую» подвеску, именное рыбацкое грузило, клад медных монет, тайные комнаты в Китайгородской стене и серебро в шахматной фигуре времен Ивана Грозного.
Часто строители при проведении благоустройства находят элементы старых зданий и остатки древних мостовых. Власти столицы стараются реконструировать обнаруженные памятники истории и органично встроить их в современный архитектурный облик Москвы. В этом году фрагмент брусчатой мостовой появился на улице Петровка.
— Странное и непривычное ощущение испытываешь, когда идёшь по старинной брусчатке. Будто с живой историй за руку здороваешься, — говорит Сергей Данилович, которого корреспондент нашей газеты встретил возле Малого театра. Военный пенсионер любит гулять по центру города, у него есть свои любимые места: Красная площадь, улица Сретенка, а теперь ещё и будет Петровка.
Аналогичные фрагменты исторического мощения есть на площади Тверская Застава вокруг памятника Максиму Горькому, на Сретенке и Земляном Валу. В этом году восстановили снятую для проведения работ брусчатку на Баррикадной улице, а на Васильевском Спуске, у входа в парк «Зарядье», выложили такую же брусчатку, как на Красной площади.