Дети без гаджетов — явление, которое сегодня можно встретить разве что в далеких африканских селениях. Мы поговорили с нейропсихологом Антониной Романовой о влиянии девайсов на здоровье и развитие малышей.
Кто кого переиграет
— Молодые родители, выросшие в эпоху интернета, приобщают ребенка к планшету, ноутбуку, смартфону. Гаджет оказался идеальным выходом из положения, когда родители заняты, а ребенка нужно чем-нибудь развлечь, — говорит старший методист ГППУ ДОгМ, нейропсихолог Антонина Романова.
Родители первоклассника Ивана П. обратились к специалистам городского психолого-педагогического центра с проблемой в поведении ребенка. Мальчик был импульсивен, невнимателен, плохо выполнял задания, ругался с учительницей, не слушался родителей, быстро утомлялся.
— Мы внимательней изучили ситуацию в семье. Выяснилось, что у папы с Ваней было правило – вечером они садились каждый за свой ноутбук и соревновались друг с другом в компьютерной игре-стрелялке. Такое развлечение длилось года полтора, — вспоминает нейропсихолог.
В этой семье специалисты в сотрудничестве с родителями сумели скорректировать поведение и привычки ребенка – в течение года папа отказался от игр, стал водить мальчика в лыжную секцию, а мама ввела распорядок дня с зарядкой. Через две недели Ваня уже легко сосредотачивался на школьных заданиях, научился себя контролировать.
Бегать-прыгать, не сидеть
Дети с гаджетами не получают всей сенсорной информации, знают меньше, чем взрослые в их возрасте, не любознательны, замечает психолог. Не только гаджетами, но и просмотром телевизора угнетается внимание, зрительный и слуховой анализаторы, память.
Гаджеты даже физически крайне утомляют ребенка.
— Любой взрослый через 30 минут просмотра рекламы устанет, внимание станет рассеянным, снизится работоспособность. А ребенок еще развивается, и нейрофизиологические процессы у него нестабильны. Ему в три-пять раз сложнее, чем взрослому. Растущему организму требуется бегать, прыгать, лазать. А сидеть для него – противоестественно, — поясняет Антонина Романова.
Потехе – полчаса
Вреден или полезен гаджет – так вопрос не стоит. Устройства стали частью жизни, и мы учимся по максимуму извлекать из них пользу. Однако самая главная рекомендация психолога: нужно ограничивать время пребывания ребенка за компьютером и телевизором.
— Малыши и младшие школьники еще не могут сами себя регулировать, это должны делать родители. Дети могут на 2-3 часа «залипнуть» на современных ярких мультиках, а попросишь пересказать сюжет – не могут. Прелесть современных мультиков и игр – они простые, и ребенок легко достигает результата, — поясняет нейропсихолог.
Норма пребывания младшего школьника у экрана – всего 30 минут в день, включая телевизор.
— Если ребенок смотрит вечером «Спокойной ночи, малыши!», то на день его норма исчерпана, — говорит Антонина Романова.
Вместо «стрелялки» – на батут
У средних школьников уже развита регуляторная функция. Однако у подростка возникают эмоциональные проблемы, от которых он может прятаться в виртуальный мир. Ограничение времени не поможет, поэтому нужно предложить что-то равноценное взамен.
— Если есть сложность в общении, то нужно ходить с ребенком в клубы, больше времени проводить с ним вместе, или обеспечить ему компанию интересных сверстников, — советует нейропсихолог.
Если подросток играет в агрессивные игры – стрелялки-бродилки, значит, ребенку требуется выход агрессии. Это звоночек, чтобы дать ребенку занятия, которые формируют любовь и сострадание или учат спортивной состязательности.
Для мальчиков обязательно участие папы, родственника-мужчины.
— Как вариант – компьютерные игры перенести в жизнь – сходить на настоящий бокс, пострелять в тире, повисеть на лианах в панда-парке, попрыгать на батуте, — говорит нейропсихолог.
Пять простых советов
— Все игры и девайсы проверять на себе.
— Лимитировать время пребывания за устройством.
— Заменять равноценным жизненным опытом.
— Подбирать развивающий материал – игры на развитие памяти, внимания, мелкой моторики.
— Начать с себя – не показывать ребенку пример длительного сидения в гаджетах.