Эта улица в Измайлове стала Никитинской только в 1922 году на волне массового переименования московских улиц в честь революционных деятелей. Раньше её называли Калдомкой, пишет «Восточный округ».
История этого загадочного названия уходит корнями в далёкий XVII век, когда по указу государя Алексея Михайловича его Измайловскую вотчину стали превращать в образцовое хозяйство. Для этого понадобились тысячи рабочих рук, и в 1660-х годах власти стали переселять сюда крестьян целыми семьями из разных владений. Там, где поселились выходцы из Калдомской волости Костромского уезда, возникла слобода Калдомка, впоследствии превратившаяся в улицу.
О жизни рабочего-революционера Гавриила Ивановича Никитина (1884-1910), в честь которого большевики переименовали улицу, можно было бы написать роман. Личность была весьма незаурядная. Он вырос здесь, на Калдомке, в семье слесаря-механика местной фабрики и, как пишет историк Андрей Топычканов, благодаря способностям и тяге к знаниям получил хорошее образование.
Устроившись на фабрику Товарищества Измайловской мануфактуры, где трудился отец, Гавриил ходил в воскресную школу им. А.С. Пушкина и засиживался в измайловской библиотеке-читальне, которую называли «Народным университетом».
Вскоре пылкий юноша увлёкся революционными идеями и стал принимать участия в собраниях и митингах. Во время первой русской революции 1905 г. он возглавил в Москве боевую дружину и чудом остался жив в последнем бою. Спустя некоторое время Гавриила арестовали и выслали в Тулу.
Рискуя свободой, он стал тайно ездить в Измайлово к своей невесте, крестьянской девушке Екатерине Тюриной. Наконец, решил жениться, хотя срок ссылки не кончился. На свадьбу нагрянула полиция, и Никитин оказался в Бутырской тюрьме, где тяжело заболел. Вскоре после освобождения он умер, а безутешная вдова ушла в монастырь.