X

На похоронах Сталина едва не погибли

Корни у Марфы Евменовны — польские, дворянские. Но её семья была просто зажиточной. В 1930-е годы, спасаясь от голода, 23-летняя девушка уехала из Белоруссии в Москву. Вышла замуж, родила дочку.

— Когда началась война, отец ушёл на фронт, а мы с мамой были здесь, в Измайлове, — рассказывает её дочь Лилия Алексеевна. — Бывало, попадали под бомбёжки. Однажды нас накрыло взрывом, совсем рядом — воронка от бомбы. Чудом остались живы.

Супруг вернулся с фронта без ноги. Сын много болел. И Марфа Евменовна одна тянула всю семью. Работала уборщицей, на почте — разносила письма; была вахтёром на заводе, лаборанткой в лаборатории, где исследовали урановую руду.

— В 1953-м мама повела меня на похороны Сталина, — вспоминает Лилия Алексеевна. — Мы из Измайлова дошли до Красной площади, а там, в районе улицы 25 октября (сейчас это Никольская улица. —Ред.), проход был перекрыт машинами. Сзади напирать стали. Я заплакала: «Мама, сейчас нас раздавят!» Но мы чудом протиснулись между стеной дома и колесом грузовика и переулками прошли обратно.

— Она 20 лет простояла в Елоховском соборе около иконы «Взыскание погибших»: ходила туда на службу два раза в день, следила за свечами, — говорит дочь.

Марфа Евменовна до сих пор три раза в день молится, читает церковные книги. Но любит и телевизор посмотреть, попереживать за участников ток-шоу Малахова. Интересуется политикой. Была изумлена и очень довольна, что на столетие ей вручили телеграмму-поздравление от Владимира Путина.

— Это что, мне столько? — ахала она, глядя на огромный, испечённый внучкой к её дню рождения торт с надписью: «100 лет».

В доме на 9-й Парковой она живёт с 1958 года, все жители знают её и время от времени заходят в гости.

Categories: Общество
annasyrtseva :