Щёлковское шоссе и улицы, образующие вместе с ним одну из вылетных магистралей Москвы, с давно возросшей нагрузкой не справляется – это очевидно всем.
Как при реконструкции магистрали соблюсти интересы не только пользующихся ею водителей, но и жителей прилегающих районов? Разные стороны этой проблемы обсуждались на недавнем совещании в префектуре ВАО с участием проектировщиков и строителей, — пишет «Восточный округ».
Зачем это нужно
Уровень загрузки Щелковского шоссе в часы пик доходит до 1,23. Такие данные привели на совещании специалисты НИиПИ Генплана.
Уровень загрузки – отношение фактического количества автомобилей, въезжающих на какой-либо участок трассы в единицу времени, к заложенному в её проект предельному числу, максимально возможной теоретически пропускной способности дороги. То есть, как только этот показатель зашкаливает за единицу, дополнительные машины, въехавшие на участок, двигаться по нему дальше уже не могут: они, по сути, ждут, когда те, кто перед ними, продвинутся вперёд и освободят им место. Движение останавливается.
Но и работа трассы на пределе пропускной способности (с коэффициентом загрузки 0,85-0,99) выглядит, как вялотекущий затор. 0,7-0,85 загрузки – это «рабочее движение», и лишь при загрузке меньше 0,7 трасса выглядит, как свободная (т.е. «свободная» по сегодняшним московским меркам).
Указанная загрузка в 1,23 от нормы по утрам наблюдается в самом начале Щёлковского шоссе, перед путепроводом над окружной железной дорогой, где в поток вливается транспорт с Амурской. Но сейчас Щёлковское шоссе выделено на схемах НИиПИ Генплана красным цветом почти по всей длине, что означает загрузку около 100 % от нормы и выше. Небольшая передышка при движении в центр – лишь после поворота на 15-ю Парковую, где светофор сдерживает поток, напирающий со стороны области.
Такая же картина – сплошная перегрузка – почти на всей Большой Черкизовской до Яузы, и на Русаковской и Краснопрудной – уже до самой площади трёх вокзалов.
Полного устранения пробок на трассе специалисты от реконструкции, конечно же, не ждут. Загрузка Щёлковского шоссе, по расчётам проектировщиков, должна снизиться в среднем на 20 %. Казалось бы, немного. Но если разобраться, это означает, что даже на наиболее проблемных участках загрузка будет на уровне единицы, то есть там, где транспорт сегодня стоит, он всё-таки будет двигаться хоть и медленно, но непрерывно. А в те часы, в которые мы сегодня видим плотное рабочее движение, будет и вовсе свободно.
В целом же утренняя пробка сдвинется в сторону центра: на Стромынке и далее в сторону Садового кольца загруженность может даже увеличиться, т.к. транспорт будет прибывать сюда более интенсивно. Зато предполагается, что из области аж до 5-й Парковой можно будет доехать практически без задержек. В сочетании с выделенными полосами, которые после реконструкции, естественно, сохранятся, это позволит многим сократить время поездки в центр: как на личном транспорте, так и на общественном, или комбинируя то и другое.
Что касается пробок на подступах к Садовому кольцу, решать эту проблему в последующие годы, видимо, предстоит уже не дорожникам, а специалистам иного профиля. Ведь сегодня в центре Москвы на 6 % площади города сосредоточено 50 % московских рабочих мест.
Локалка или капиталка?
То, что сегодня делается на Щёлковском шоссе, в официальных документах именуется локально-реконструктивными мероприятиями. Почему обустройство дублёров почти по всей длине трассы и строительство развязки у метро «Щёлковская» отнесли к локалке? Дело в том, что, несмотря на большой размах, строительство не выходит за пределы «красных линий» – границ автодороги на картах проектов планировки территории. Поэтому корректировать границы каких-либо соседних объектов не приходится.
Помимо строительства дублёров и съездов, соединяющих их с основным ходом, проект предусматривает создание парковок, заездных карманов, посадочных площадок и павильонов ожидания на остановках; расширение проезжей части там, где это возможно. Поскольку после реконструкции водители, выезжая из дворов, расположенных вдоль трассы, будут попадать на дублёры, осуществить этот манёвр будет легче.
Конечно, самый интересный элемент реконструкции – развязка на пересечении Щёлковского шоссе с 9-й парковой и Уральской улицами. Здесь основной ход магистрали пройдёт поверху, по эстакаде. А под ней можно будет без проблем развернуться, попасть с 9-й Парковой на Уральскую или обратно, или с любой из этих улиц на дублёр Щёлковского шоссе как в сторону центра, так и в сторону области. Помимо прочего, соседние районы Гольяново и Северное Измайлово получат более удобную транспортную связь.
Завершение основной части перечисленных работ, включая строительство эстакады у автовокзала, намечено на февраль 2014 года.
От планов строительства другой эстакады – у поворота на Халтуринскую улицу – по результатам встреч с жителями решено было отказаться вообще.
Расширение Русаковской улицы в том месте, где она проходит под путепроводом Митьковской железнодорожной ветки и имеет всего по две полосы в каждую сторону (на границе ВАО и ЦАО), в перечень локально-реконструктивных мероприятий не вошло. Это станет возможным лишь после реконструкции самого путепровода по отдельному проекту. Эта мера давно признана необходимой, но сроки самих работ пока не определены.